Кафедральный собор сошествия святого духа (кафедральны сабор сашэсця святога духа)
Содержание:
- Армянский храмовый комплекс
- Русская Православная Церковь
- Паломничество
- Сюрпризы современного Минска
- Архикафедральный костел в Минске
- Освящение кафедрального собора Армянской церкви
- Где находится, как добраться
- Огласительные беседы
- Вековая история
- Церковь Святого Духа
- История храма: «переход» из католичества в христианство, существование в советскую эпоху и период оккупации
- Святыни и престольные праздники
- Свято-Духов собор интерьер
- Как добраться до храма
- Кафедральный собор Сошествия Святого Духа (Кафедральны сабор Сашэсця Святога Духа)
Армянский храмовый комплекс
Строительство Армянского храмового комплекса закончилось в 2011 году и длилось почти 13 лет.
Теперь это духовный центр армянской религии и культуры в России. В него входят:
- Часовня Святого Христа.
- Кафедральный собор.
- Резиденция Католикоса.
- Музей.
- Административный корпус.
- Воскресная школа (учебно-просветительский центр).
- Подземная парковка.
Все это занимает около 11 тыс. кв. метров земли.
Кафедральный собор Ново-Нахичеванской и Российской епархий Армянской апостольской церкви по-другому называют «армянская церковь в Москве». Адрес — проспект Мира и улица Трифоновская.
Воскресная школа этого комплекса всегда востребована.
Многим интересно, где находится армянская церковь в Москве, адрес ее местонахождения. Храмовый комплекс известен всем, настолько впечатляет масштаб его строений, это самый большой объект армянской религии за пределами Армении.
Кафедральный собор, входящий в комплекс, является самым высоким армянским храмом в мире, его высота — около 57 метров. Его фасад украшен 27 крестами, по числу учеников Иисуса Христа, и колоколами, которые отлили в Воронеже.
Многочисленные барельефы не встроены, а высечены прямо на красноватой облицовке храма.
Все здания Армянского храмового комплекса отличаются по цвету. На территории, примыкающей к нему, во дворе, под ногами лежит мраморная брусчатка.
Русская Православная Церковь
Здание было собора построено в 1633-1642 годах в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок. В 1852 году католический монастырь был закрыт, а его насельницы переведены в город Несвиж. В 1860 году католический собор был обращен в православную церковь, которую освятили в честь святых Мефодия и Кирилла.
В 1869 году по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина) из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок с целью открытия мужского православного монастыря. Монастырскую братию составили монахи древней Слуцкой Свято-Троицкой обители. В мае 1870 года последовало предписание Синода именовать основанный в Минске монастырь Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года.
В соборе хранилось множество святынь, среди которых — икона святителя Никиты, епископа Новгородского с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, а также четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей многих угодников Божиих.
В 1918 году монастырь был закрыт. Вскоре богослужения были прекращены и в Свято-Духовом храме. После этого многое из церковной утвари бесследно исчезло, а в храме сначала находился спортивный зал для пожарной команды, затем архив. Часть храма в конце 1920-х — начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму
В 1943 году после освящения собора, которое совершил исполняющий обязанности экзарха Белорусской митрополии архиепископ Филофей (Нарко), богослужения в нем были возобновлены. Началось возрождение Свято-Духова мужского монастыря. Один из настоятелей собора того времени, архимандрит Серафим (Шахмуть), пользовался широкой известностью. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован и в 1946 году скончался, находясь в заточении в минской тюрьме. Ныне он причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
Следующий настоятель Свято-Духова собора протоиерей Серафим Баторевич в 1951 году также был арестован и осужден на 25 лет заключения.
В 1945 году из закрытого Петро-Павловского собора в Свято-Духов храм была перенесена древняя святыня — Минский образ Божией Матери. В 1947 году над куполом собора был воздвигнут крест.
В 1991 году, накануне празднования Собора белорусских святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время Первосвятительского визита в Беларусь совершил в соборе всенощное бдение. Во время своих последующих посещений Белорусского экзархата Святейший Патриарх Алексий неоднократно совершал в Свято-Духовом соборе праздничные богослужения.
12 декабря 1999 года в Свято-Духовом кафедральном соборе было совершено прославление 23-х новомучеников Минской епархии Белорусской Православной Церкви — священнослужителей, погибших в 1930–50-е годы за исповедание Православной веры.
В настоящее время настоятелем прихода является протоиерей Геннадий Дзичковский.
Паломничество
Одна из главных целей для православных паломников в столице Беларуси — кафедральный собор Сошествия Святого Духа. Минск для паломника — это 27 храмов, а центральная церковь города одна из крупнейших. Среди главных святынь собора — мощи святой Софии, княгини Слуцкой, и иконы:
- Божией Матери Минской;
- святой мученицы княгини Людмилы;
- святых преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.
Главная святыня храма и одна из самых ценных святынь Беларуси — Минская икона Богоматери. Вот ее история. Среди многочисленной церковной утвари и святынь, привезенных из Корсуни в Киев великим князем Владимиром, был чудотворный образ Матери Божией, написанный предположительно апостолом Лукой. В 1500 году Киев был взят татарами, и один из них, содрав с иконы ризу, бросил ее в реку. Через некоторое время она пристала к берегу реки Свислочи. В 1616 году ее перенесли в Минск. С тех пор икона получила название этого города. В главном соборе белорусской столицы этот образ пребывает с 1945 года.
Святая София, княгиня Слуцкая, будучи убежденной православной христианкой, была вынуждена выйти замуж за католика — князя Януша Радзвилла. Условием, на котором юная София согласилась на брак, было воспитание в православной вере детей, рожденных от него. Брак не был счастливым, детей Бог не посылал. Княгиня утешалась лишь верой в Господа. За четыре года до ее свадьбы, в 1596 году, была объявлена церковная уния (объединение) с Римом. Усилиями святой Софии Слуцк получил от Польского короля грамоту, запрещавшую принуждать к унии православных на территории этого города. Благодаря этой грамоте им удалось сохранить свою веру непоруганной. В 1612 году в возрасте 26 лет княгиня умерла от первых родов. Ее мощи покоятся у левой стены храма.
Сюрпризы современного Минска
Свято-Духов кафедральный собор находится на возвышении.
И когда поднимаешься по ступеням к центральному входу храма, он производит грандиозное впечатление свей красотой и величием.
Внутри церкви достаточно просторно. Но на большие праздники все желающие не могут поместиться в помещении. Поэтому при большом стечении прихожан Служба транслируется на улицу через динамики. Очень необычно!
Рядом с собором находится парк, где можно просто посидеть, полюбоваться окружающей красотой, послушать звон колоколов. Если получится, приходите к собору, когда стемнеет. Подсвеченный со всех сторон белый храм нереально красив! Зрелище просто завораживает!
Архикафедральный костел в Минске
Костёл, которому с течением времени было предназначено стать главным храмом Минска, самой величественной базиликой города и главной его высотной доминантой, а позже занять почётное место среди католических храмов Беларуси, был возведён в 1710 г. как иезиутская резиденция. В 1773 г. Общество Иисуса было ликвидировано, и хотя на то время единственной территорией, где Орден иезуитов продолжал действовать, была Российская империя, в своё бывшее прибежище, когда Минск отошёл к России, монахам вернуться не посчастливилось. Зато сам храм с момента основания в 1798 г. Минской епархии меняет свой статус и реконструируется как кафедральный костёл Имени Пресвятой Девы Марии. За его апсидой был возведено трёхэтажное здание духовной консистории, в котором также жили отцы-прелаты и каноники. Затем, когда консисторию перевели в комплекс бывшего францисканского монастыря, тут разместился приходской дом.
В результате пожара в 1797 г. интерьер храма был значительно повреждён, однако уже к 1800 г., благодаря стараниям первого епископа Минской епархии Якуба Дедерко, был не только полностью обновлён, но и обогатился. Храм реконструировался также в 1853-54 гг. под руководством архитектора Казимира Хрщановича. Своды, стены храма, поверхности колонн, арок были полностью покрыты сюжетными и орнаментными фресками, в основном работы Казимира Антошевского. Стены были также украшены полотнами И. Олешкевича и Ш. Чаховича. Именно кисти последнего принадлежали образа св. Варвары и св. Иосифа в боковых алтарях, которые появились вместо снятых амвонов, оставшихся от иезуитских диспутов. Среди мастеров, чьи произведения украшали костёл, имена Якуба Бретцера, Игнатия Дарети, архитектора Франтишка Карава. С высоких хоров лилась музыка органов «на 24 голоса, превосходной архитектуры».
В 1869 г. Минская епархия была ликвидирована, и костёл Имени Пресвятой Девы Марии оказался в ранге приходских. В конце XIX в. Минский Мариинский приход насчитывал до 8000 прихожан, не считая ещё около 5000 верующих, которые пользовались филиальным костёлом в Анополи, Волчковичах, на Кальварийском кладбище в Минске, а также часовнями в Городище, Сеннице, Петровщине, Шабунях (теперь Пуховичский район), Прилуках и двумя часовнями Благотворительного общества в самом Минске.
В ноябре 1917 г. деятельность Минской епархии возобновилась, епископом был назначен о. Зигмунт Лозинский, который ещё в 1905 г. был настоятелем костёла Имени Пресвятой Девы Марии. Своеобразным символом возрождения стало появление над башней бывшего коллегиума отреставрированного барочного купола. Но уже в 1920 г. НКВД арестовал и выслал епископа Лозинского. В 1934 г. кафедральный костёл закрыли.
Во время войны костёл Имени Пресвятой Девы Марии недолгое время действовал, но в 1947 г. его снова закрыли. В 1951 г. на здании разобрали башни, ликвидировали убранство храма и превратили в спорткомплекс общества «Спартак». И уже в таком виде костёл был причислен к памятникам архитектуры республиканского значения.
Вместе с крахом советской системы наступил конец и вандализму. Уже в самом начале 1990-х гг. на третьем этаже, под самыми сводами, начали проходить первые богослужения. 15 декабря 1993 г. здание костёла полностью передали верующим, и 5 февраля 1994 г. четырёхметровый крест над храмом сообщил об этом всему городу. А летом начались сложные реставрационные работы. Над столицей Беларуси снова возвысились красивые барочные башни кафедрального собора. Снова над городом разлился перезвон костёльных колоколов как символ возрождения, очищения, надежды. Колоколов, как и раньше, четыре: самый большой – в честь Матери Божьей Будславской, средние – в честь св. Иоанна Павла II и Слуги Божьего епископа Зигмунта Лозинского, маленький – в честь Синода Беларуси. Они размещаются по одному в башенных ярусах.
Освящение кафедрального собора Армянской церкви
В 2013 году на Олимпийском проспекте произошло грандиозное событие. Был освящен Кафедральный собор армянской церкви. Храм теперь является центром Российской и Ново-Нахичеванской епархии. Присутствовали на этом громком мероприятии Серж Саргсян – президент Армении, армянские епископы из разных стран, патриарх Кирилл и другие лидеры российских конфессий. Гарегин II нарек собор в честь Преображения Господня. До богослужения никто из присутствующих не знал, какому святому или божественному празднику будет посвящен храм. Католикис Гарегин II преподнес в подарок на освящении частичку Креста, на котором претерпел свои муки Христос, а также серебряную лампадку, которая будет символом света христианства, веры, добра, любви, духовной общности.
Где находится, как добраться
Сам Кафедральный собор находится в историческом центре города Минска, на улице Кирилла и Мефодия, 3. Координаты: 53.90509, 27.556.
Чтобы добраться до храма нужно доехать на метро или любом виде наземного транспорта до остановки Немига (Нямига).
Время работы Минского Свято-Духова кафедрального собора:
- в понедельник внутрь можно зайти с 9 до 12 часов:
- в воскресенье — с 7 до 14 и с 17 до 20 часов;
- в субботу и во все остальные дни недели — с 9 до 12 и с 17 до 21 часа.
Каждый день в соборе дежурит священник, который сможет ответить на все интересующие вас вопросы по телефону +375 17 327-66-09.
Вы можете найти собор и другие достопримечательности города на карте Минска.
И вот теперь, когда вы всё подробно узнали, приезжайте в столицу Беларусии! Вы будете просто очарованы великолепием этого собора и красотой других достопримечательностей гостеприимного белорусского города.
Моя прогулка по Минску состоялась 7 и 8 апреля 2021 года. Здесь огромное количество самых разнообразных вариантов жилья. Очень легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.
На карте ниже представлены разные достопримечательности Белоруссии, где мне удалось побывать. Подробнее о каждой из них можно посмотреть здесь.
Огласительные беседы
Желающим принять Таинство Крещения (в том числе стать крестными родителями или крестить своих детей) необходимо пройти курс огласительных бесед, во время которых которых священник ознакомит слушателей со значением и целью совершения Таинств, расскажет, как проходит богослужение, ответит на все интересующие Вас вопросы.
Курс бесед состоит из трех встреч.
Расписание проведения огласительных бесед:
Четверг: 1-я беседа — 18:00, 2-я беседа — 19:00, 3-я беседа — 20:00,
Пятница: 1-я беседа — 18:00, 2-я беседа — 19:00, 3-я беседа — 20:00,
Беседы проходят в соборном доме Свято-Духова кафедрального собора (ул.Кирилла и Мефодия, 3 (соборный дом, вход со стороны магазина «Духовное наследие»)).
Вековая история
Земля, на которой стоит сегодня главный собор Беларуси, издревле считалась святым местом. Ещё до 17 века здесь располагался монастырь православных святых: Космы и Дамиана.
Эти два брата, жившие, по разным данным, в 3 или 4 веке занимались врачеванием и прославились чудесами исцеления людей. За свою помощь они не брали никакой платы, поэтому люди называли их бессребрениками.
Но своим добрым словом, бескорыстием и благожелательностью они многих привели к православию, чем и вызвали недовольство властей-язычников. Когда братьев пытками пытались заставить изменить православной вере и принести жертву идолам, они отказались. За это их обезглавили.
Церковь Святого Духа
L’église du Saint-Esprit
Парижская католическая церковь Святого Духа -один из неоднозначных памятников архитектуры столицы. Его устремлённый в высь узкий фасад теперь порою сравнивают с вышкой сотовой связи, а угрюмые бетонные стены внутри с интерьером немецкой секретной базы подводных лодок. Но первое впечатление обманчиво — в этих мрачных стенах сосредоточено немало ярких произведений сакрального искусства начала XX века.
Вехи истории
Инициатором строительства церкви на авеню Дамеснил в начале XX в. был кардинал Жан Вердье. За составлением проекта храма он обратился к архитектору Полю Турно, сотрудничавшего с художниками французской ассоциацией сакрального искусства L’église du Saint-Esprit.
Архитектор в своем творении использовал передовые для своего времени строительные технологии и материалы, но предпочел спроектировать новый храм на основе классического зодчества. Прообразом неовизантийской церкви Святого Духа стал знаменитый собор Св. Софии в Стамбуле.
Строительство церкви началось в 1928 году, а на следующий год в ней уже состоялись первые службы. Полностью храм был закончен спустя 7 лет в 1935 году. Его впечатляющие размерами стены сложены из железобетонных конструкций и облицованы красным кирпичом. Неф квадратной в плане церкви венчает большой купол, диаметр которого равен 33 м. Высшая точка церкви расположена на высоте 22 м. Её крышу и фасад украшает несколько декоративных статуй святых, созданных скульптором Карло Каррабезолем.
Краски интерьера
В создании декора храма приняли участие несколько выдающихся художников и мастеров первой половины XX в,, поэтому в 1979 году он был официально признан ценным памятником истории и культуры. Сведы церкви Святого Духа украшены фресками кисти Элизабет Фор, Мориса Дени, Марты Фландрин, Элизабет Чаплин, Анери Шапье и многих других талантливых живописцев. Все фрески храма объединены общей идеей — иллюстрацией деяний Святого Духа в истории человечества.
Живопись в храме разделена на два больших тематических цикла. Первый из них составляют произведения по истории Воинствующей Церкви, а второй включает фрески об истории Победоносной Церкви. Одно их самых удивительных и прекрасных произведений в храме — работа Жака Мартина «Смерть св. Иосифа».
Огромное внимание привлекает и фреска «Пятидесятница» Мориса Дени, состоящая из 3 ярусов. На самом верхнем изображены встреча Девы марии со святым Духом в окружении апостолов, далее идут святые отцы Восточного и Западного христианства, а в самом низу изображен ряд церковных таинств
При всём богатстве художественной росписи большая часть поверхности стен внутри храма остаётся без малейшей декоративной отделки. Возникшая со временем на поверхности бетона патина свои цветом напоминает о первых катакомбных христианских церквях, вырубленных в толще скал. Такое сочетание шероховатых бетонных стен с полихромной росписью производит очень запоминающееся впечатление. По замыслу архитектора для сохранения гармонии оформления интерьеров всем фрескам придан одинаковый размер, а в качестве фона для живописи выбран красный цвет.
По левой стороне нефа размещено несколько высоких барельефов, выполненные скульптором Ноэлем Фюрштайном. Сюжетами для них стали церковные праздники сентября, октября и ноября. Рядом с ним размещен ещё один барельеф «Праздники апреля», созданный Люсьеном Жибером.
Высокой художественной ценностью обладают и кованные элементы декора, выполненные художником-декоратором Раймоном Субесом. Не уступают им по выразительности витражи на окнах церкви Святого Духа и многочисленные мозаики. Эскизы для них были написаны Полем Лузье, Луи Бариле, Жаном Годеном и Марселем Имбсом.
Хоры и апсида церкви украшены циборием с символизирующим Воскресение восьмиугольным куполом. Рядом с ним размещены скульптура Богородицы Фердинанда Парлана и тринитарный крест Жана Дунадо. В храме также установлен бюст кардинала Ж. Вердье, умершего через год после начала строительства. На стене над ним высечена памятная надпись «Кардиналу ста церквей — жители Парижа».
История храма: «переход» из католичества в христианство, существование в советскую эпоху и период оккупации
Первое упоминание о православной церкви, Козьмодемьяновской, относится к началу XV в. Небольшой деревянный храм возвышался на одноименной горе и имел при себе духовное училище.
Находился он при монастыре, посвященном бессеребренникам Косме и Дамиану. Монашеская община на окраине города была хорошо укреплена и при необходимости могла держать оборону от неприятеля.
На фото изображение на стяге святых бессребренников Космы и Дамиана. Именно им был посвящен мужской монастырь с Козьмодемьяновской деревянной церковью, находящиеся на месте современного собора. Впервые они были упомянуты в XV в.
В начале XVII в. настал период польского владычества и засилия церковной унии. Монашеская обитель, наряду с несколькими десятками других храмов были насильно присвоены униатами. На фоне этого поднялась целая волна протестов недовольных горожан.
В свете описанных событий местные жители наотрез отказывались посещать конфискованные церкви. Как следствие, у римско-католической церковной власти не было средств на содержание бывших православных храмов.
Выходом стало передача отобранных сооружений католическим монашеским общинам.
Свято-Духов храм стал собственностью женского римско-католического ордена бернардинок.
В период сильных пожаров, свирепствовавших с 1633 по 1642 гг., деревянный монастырский комплекс Космо-Дамиановского монастыря был полностью уничтожен. На его землях орден бернардинок построил храм, здание которого сохранилось до наших дней.
Пожары были часты, разрушительны и оставляли после себя огромные разрушения. После очередного, вспыхнувшего в 1835 г., выгоревшим оказался внушительный участок города.
Пожар возник во время ярмарки и первым загорелся монастырь бернардинок. Пожарные команды бездействовали, позволив погибнуть в пламени центральной части города.
К этому моменту монашеский орден женщин-бернардинок в Минске был довольно немногочислен. Поэтому обитель восстанавливать не стали. Оставшихся монахинь просто перевезли в г. Несвиж., вместе с их имуществом. Здание осталось пустовать.
На старинном фото 1863 г. на фоне города возвышается каменное здание Свято-Духова храма, построенное монашеским орденом бернардинок. Позднее оно было передано православной церкви и дошло в почти неизменном виде до наших дней
В 1860 г. строение вернулось православной церкви и было приведено в порядок. В этот же год храм был освящен в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В нем проводили богослужения для учеников Слуцкой духовной семинарии, переведенной в Минск.
Во второй половине XIX в. церковь Кирилла и Мефодия имела плачевный вид и требовала основательных ремонтных работ. И в 1869 г. архиепископ Александр (Добрынин) выхлопотал из казны немалую по тем временам сумму – 13 тыс. рублей.
Половина средств пошла на восстановление храма и нового иконостаса, а остальные – на прилегающую территорию. Все это должно было отойти вновь открытому мужскому православному монастырю.
За 1 год удалось восстановить церковь.
Работы были завершены в кратчайшие сроки. Уже в конце 1870 года главный престол православного храма был освящен в честь Сошествия Святого Духа, а правый придел – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Из Слуцка перевели монахов древней Свято-Троицкой обители вместе с собственной библиотекой, ризницей и прочим имуществом. Среди прочего можно назвать такие святыни как: древнее Евангелие, икона святителя Никиты с частичкой мощей и кресты с мощами других святых.
Во время советской власти храм использовался как спортивный зал, архив и даже в качестве пересыльной тюрьмы для раскулаченных. Здание пришло в упадок
Во время советской власти монастырь закрыли. Церковная утварь по большей части была конфискована и утрачена бесследно. В храме устроили спортивный зал для команды пожарных. Затем в нем на некоторое время «поселился» архив.
В период раскулачивания часть здания использовалась в качестве пересыльной тюрьмы.
В годы Великой Отечественной войны службы в церкви возобновились, а также снова начал функционировать Свято-Духов мужской монастырь.
Несмотря на последующие трудности, службы продолжались и по окончанию военного времени. А затем приход дождался и капитального ремонта, после которого еще больше похорошел и заиграл новыми красками.
Во время Великой отечественной войны богослужения возобновились. А после окончания оккупации Свято-духов храм дождался ремонта и восстановления. Теперь она поражает своей красотой снаружи и изнутри
Святыни и престольные праздники
Иконостас содержит множество чудотворных икон, самая известная икона Минской Божьей Матери (1500 год).
По преданиям автором образа был апостол Лука евангельских времен. Икона находилась в Византии до тех пор, пока князь Владимир не привез ее в Киев в Десятинную церковь, после татарского нашествия образ был выброшен в Днепр. Чудесным образом икона нашлась жителями Минска и переходила с одной церкви в другую, пока в 20 годах ХХ столетия стала святынею собора Святого Духа.
На заметку! Ежегодно проходит Божественная литургия во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.
Паломники приходят поклониться к мощам святой Софии Слуцкой.
Биография княгини Софии Слуцкой сложная для восприятия. Оставшись сиротой в 1 год, мама умерла в тот же год, что и родилась девочка, отец умер через год после ее рождения, опекой над ней переходила от одних родственников к другим. В 11 лет она уже была засватана за князя. По исполнению 15 лет вышла замуж, и семейная жизнь с князем была нелегкой. Умерла во время родов в возрасте 26 лет. Ребенок родился также мертвым.
Икона праведной Софии, княгини Слуцкой
Почему ж ее называли святой? Во времена унии с Римом именно она выступила в защиту и сохранность православной святыни г. Слуцка. По ее просьбе супруг ходатайствовал у короля Польши воспрещение православных принуждать к унии. Благодаря ей Слуцк сохранил чистоту и неприкосновенность православия.
Менее известные святыни:
- священный образ великомученицы Варвары;
- чудотворные частицы мощей княгини Людмилы. Княгиню Людмилу почитают как покровительницу бабушек, матерей и христианских наставников.
- святые частички останков Непорочной Елисаветы. Елисавета решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создала в Москве обитель труда, милосердия и молитвы;
- мощи Святой Софии.
Основной престольный праздник — День Святого Духа. Время проведение- следующий понедельник за Пятидесятницей.
Свято-Духов собор интерьер
Основное помещение собора Святого Духа отделяет от западного входа достаточно большой притвор. Здесь можно увидеть многочисленные картины на библейские сюжеты, а также Распятие. Непосредственно над входом в главный храм Сошествия Святого Духа — лик Спасителя. До сих пор сохраняются и следы польского прошлого. Так, на стене нельзя не заметить Ченстоховского образа Божией Матери, самого почитаемого в Польше (в том числе православными).
Пространство храма делится натри нефа шестью колоннами. Средний неф, в соответствии с традициями католического церковного зодчества, существенно шире и выше других, он завершается пятигранной апсидой. Форма окон и многочисленные витражи также напоминают о католическом прошлом собора. Освещается храм, помимо естественного света из многочисленных окон, с помощью десятка огромных паникадил.
При всех признаках «польского» духа очевидно, что перед нами именно православный храм. Со стены на прихожан «смотрит» образ преподобного Иова Почаевского. Пройдя ближе к алтарю, мы увидим Казанскую икону Божией Матери, изображения святой равноапостольной княгини Ольги, преподобного Серафима Саровского, причисленного к лику святых при последнем российском императоре Николае II. Отметим также почитаемых в Белоруссии туровских святых и не менее почитаемую Оршанскую икону Божией Матери.
Алтарь оформлен в голубых тонах, за ним можно увидеть мозаичные образы синих и белых тонов; слева — чудотворная Минская икона Божией Матери. В северной части собора почивают мощи святой праведной Софии Слуцкой. Над входом располагаются хоры.
К особенностям внутреннего убранства Свято-Духова храма относится обилие резных образов. Это и славянский просветитель Кирилл, держащий в руках азбуку (рядом с ним — ангелы), и креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир, и апостолы Петр и Павел.
Доступ в основной храм периодически закрывают. В это время молитвенная жизнь сосредотачивается в северном приделе, освященном во имя великомученицы Варвары. Вход в него осуществляется из притвора. Отметим здесь образ святой Варвары, крупное изображение апостола Петра, а также икону с изображением тринадцати белорусских святых.
Южный придел, освященный во имя святых братьев Кирилла и Мефодия, сегодня играет роль крестильного храма. Его внутреннее убранство скромнее, нежели убранство главной церкви Святого Духа и придела святой Варвары.
Саша Митрахович 08:17
Как добраться до храма
Если спросить любого жителя столицы как доехать до Даниловского кладбища, то обязательно подскажут. Это место по числу захоронений духовных личностей считается самым большим в Москве и одним из интересных исторических мест, которым славится столица. На кладбище великолепный мемориальный памятник героям отечественной войны. Расположение Даниловского захоронения: 4-ый Рощинский переулок, а на его территории находится храм. От метро «Тульская» необходимо ехать на трамвае No1 или No10, от метро «Шаболовская» маршрутом трамвая No26. Идти необходимо в сторону третьего автомобильного кольца по улице Тульской, перед этим повернуть направо к Духовскому переулку, который упирается в кладбище.
Лучшая статья для Вас, переходите: Знаменский кафедральный собор Тюмень
Господь всегда с Вами!
Кафедральный собор Сошествия Святого Духа (Кафедральны сабор Сашэсця Святога Духа)
Кафедральный собор Сошествия Святого Духа возвышается в старинной части Минска — в Верхнем Городе. Главный храм Русской Православной церкви в белорусском экзархате отличается богатой и довольно запутанной хроникой.
В 1633–1642-х гг. храм возвели для нужд женского бернардинского католического монастыря. Спустя столетие оно сильно пострадало при пожаре 1741 года, после чего существенно перестроено. Сейчас с северо-восточной стороны к храму примыкает корпус в два этажа в виде буквы «П».
Согласно инвентарной описи за 1784 год, чуть в стороне от места, где стоит собор, ранее располагался православный Космодемьяновский мужской монастырь. В начале 17-го века польские власти передали его униатам.
В 1852-м году женский монастырь был упразднен из-за небольшого числа живших там монахинь, оставшиеся бернардинки переселились в Несвиж, а в 1864-м году строение конфисковали в наказание за причастность католиков к Январскому восстанию. В результате этого события собор перешел к православным.
В 1869-м году архиепископ Минский и Бобруйский Александр (Андрей Васильевич Добрынин в миру) ходатайствовал о дополнительной денежной помощи на починку собора и соседствующих с ним зданий для создания мужского православного монастыря. В итоге на эти нужды предоставили тринадцать тысяч рублей, значительная для того времени сумма. Часть денег потратили на восстановление храма и строений монастырского корпуса, а также чтобы обустроить иконостас.
Монастырь открыли в самом начале 1870-го года, его братией стали монахи, прибывшие из Свято-Троицкого монастыря в Слуцке, с собой они перевели значительную часть его достояния, в том числе свои ризницу, древнее евангелие и библиотеку.
Весной 1870-го года Синод предписал называть монастырь Свято-Духовным. В конце октября этого же года в честь Сошествия Святого Духа освятили главный престол, а через неделю был освящен правый боковой алтарь в честь св. братьев Кирилла и Мефодия.
С приходом советской власти собор закрыли. Богослужение возобновилось уже во время оккупации Белоруссии немцами. Храм подготовили к службе, и его освятил Филофей (Нарко), епископ Могилевский и Мстиславский.
После освобождения города власти СССР очень быстро распорядились закрыть Петропавловский собор — к тому моменту кафедральный православный храм Минска, в результате новым главным храмом Минской епархии стал Свято-Духовный собор.
В иконостасе этого храма имеются образцы иконописной школы Московской духовной академии, однако особенно важной святыней стала Минская икона Пресвятой Богородицы, которую внесли из закрытого после войны Петропавловского собора. Кроме этого в храме имеется рака, где хранятся нетленные останки святой благоверной Софии Слуцкой, княгини, покровительствовавшей монастырям православных в Великом княжестве Литовском