Чьи имена увековечили самые значимые триумфальные арки рима

История древнего памятника

Триумфальная арка была возведена по решению Сената в память о победе Константина над императором Максенцием в битве, произошедшей 28 октября 312г.н.э. у моста Мильвио. Официальное открытие памятника состоялось в 315 году. Проведенные исследования показали, что сооружение построили еще в первой половиной II века, во времена правления императора Адриана (117-138гг) и оно, по всей вероятности, изначально предназначалось совсем иному историческому персонажу, имя которого затерялось в анналах истории. В начале IVв. арку вновь отремонтировали, украсили новыми барельефами и использовали как основание для нового монумента славы.

Это интересно!

Арка Константина – единственный памятник в Риме, увековечивший победу не над внешним врагом, а в гражданском междоусобном конфликте двух императоров. В 306г.н.э. очередным императором был провозглашен Марк Аврелий Максенций(278-312), пришедший к власти путем интриг. Неправедный тиран, погрязший в распутстве, обложил население непосильно высокими налогами, тратя собранные средства на пышные многочисленные празднества. В 312г. со своим войском против тирана выступил император Константин I и, разгромив в нескольких битвах основные силы Максенция, подошел к Риму. Противоборствующие стороны встретились у Понте Мильвио и после непродолжительной схватки войска Максенция обратились в паническое бегство. Узкий мост, не выдержав огромной массы скопившихся людей, в одночасье рухнул, погребя под своими обломками сотни тел и самого Максенция. Константин, торжественно вступив в Рим 28 октября, нес перед собой окровавленную голову тирана. Монументальную арку Константина воздвигли в Вечном городе в ознаменование именно этой победы.

В своем декоративном оформлении триумфальное строение имеет элементы разных исторических периодов. Они отличаются не только возрастом, но и качеством проработки деталей. Например достоверно известно, что на уже существовавшие ранее мраморные блоки старой кирпичной арки добавлялись барельефы и декор, прославлявшие эпоху Траяна (98-117гг.). Кроме этого, несколько позже появились изображения императоров Адриана и Коммода. Капитальная реставрация арки Константина проводилась несколько раз: в XII, в XV-XVIвв., а также в 1733г. Тогда к строению были добавлены найденные недостающие фрагменты.  

Историческая справка

В отличие от других триумфальных арок, Константинова символизирует не победу над внешним врагом, а триумф на войне гражданской. В октябре 312 года Константин наголову разбил войско Марка Максенция у Мульвиева моста, показав себя отличным стратегом.

Арка Константина – свидетельство триумфа великого императора

Существует предание, что перед этой важнейшей битвой Константину было знамение: во сне он увидел знак креста. Христианский символ он взял с собой в бой и одержал с ним победу. Позднее Константин, наречённый Великим, объявил христианство единой религией империи и перенёс столицу в Константинополь.

Арку строили три года и закончили в 315 году. Было возведено приземистое монументальное сооружение 21-метровой высоты, из трёх пролётов, с длиной фасадов около 26 м и шириной торцевых сторон 7,5 метров. На фронтальных сторонах арки выделялись восемь коринфских колонн из нумидийского мрамора. Над ними были установлены статуи даков, выполненные из мрамора другой породы – светлого, с фиолетовыми прожилками. Основная часть строения была выполнена из массивных беломраморных блоков.

Это интересно: Площадь Венеции — изучаем детально

История строительства

В III веке Римская империя была истерзана нашествиями древнегерманских племён. Не добавляло стабильности в этом противостоянии внутренняя политическая смута, сложившаяся на то время. Государство состояло из нескольких провинций, в которых правили наместники со своим войском. Каждый из них норовил стать императором. В такой сложной обстановке появился лидер, сумевший сплотить страну. Это был Константин, впоследствии ставший Великим.

Константин получил превосходное военное образование. Его отец Констанций Хлор возглавлял Западную Римскую империю. Перед юношей открывались перспективы в достижении высокой цели. Молодой полководец успешно сражался против варваров на берегах Рейна. Константин зарекомендовал себя, как отважный и одарённый стратег, что способствовало приобретению авторитета среди военных. После смерти отца, армия провозгласила Константина претендентом на имперский трон. Для обретения полной власти необходимо было одержать победу над внутренним врагом.

В 306 году Римом правил узурпатор Максенций, являющийся воинствующим язычником. Любое своё решение он принимал, руководствуясь гаданиями жрецов на овечьих внутренностях. Константин, заручившись поддержкой других соправителей провинций Рима, объявляет тирана Максенция вне закона и готовит военный поход на столицу. Полководец со своей армией подходит к реке Тибр, которая считалась единственной преградой на дороге в Рим.

Там его встречает Максенций с войском, в разы превосходящее по численности армию Константина. В 312 году на берегу реки началась ожесточенная битва, в ходе которой Максенций был разбит. При постыдном бегстве узурпатор утонул в водах Тибра. Константин становится единоличным властителем Западной Римской империи.

В 315 году по решению Римского сената устанавливают триумфальную арку, символизирующую победу Константина над тираном. Архитектурное сооружение было построено и украшено фрагментами, снятыми с других античных памятников города. В этом был заключён особый политический замысел Константина. Идея собрания разновременных элементов декора в единый ансамбль заключалась в консолидации общества после гражданской войны. Были взяты барельефы и панно, изображающие события и подвиги предыдущих правителей Рима.

Стоит выделить один важный аспект, связанный с духовными ценностями императора Константина. На триумфальной арке отсутствуют символы христианства. Напротив, барельефы арки описывают сцены проведения языческих обрядов жертвоприношений. Имеются доказательства того, что во время кульминационной битвы против Максенция на щитах солдат армии Константина были изображены монограммы креста Иисуса.

Будущий император верил, что с христианским знаменем ему будет сопутствовать удача. Во время возведения арки Константин повёл себя как осторожный дипломат. Чтобы не допустить раскол в обществе, он решил объединить его позднее единым религиозным течением — христианством.

Колизей

Колизей (от colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (Amphitheatrum Flavium) — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени

Начну с истории, хотя, наверняка, она многим знакома. В этом случае просто освежим свои воспоминания.

Колизей в Риме построили в 80 году нашей эры при римском императоре Тите из рода Флавиев. В первозданном своем виде амфитеатр Колизей имел 3 этажа. На первом находилась ложа императора и мраморные места для сената. На втором этаже были установлены мраморные скамьи, предназначенные для граждан Древнего Рима. На третьем этаже находились места для всех остальных зрителей, выполненные в виде деревянных скамей и просто стоячих мест. Во IIвеке был достроен последний четвертый этаж.

Так выглядел Колизей по проекту, и, наверное, он действительно был таким при постройке в первом веке новой эры.

А таким изобразил Колизей Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830) на своей картине «Вид Рима. Колизей». На переднем плане Триумфальная арка Константина.

Это очень близко к тому, что мы видим сейчас спустя 2 столетия после написания этой картины

Основное предназначение Колизея в Риме было проведение гладиаторских боев. Арена амфитеатра позволяла вмещать до 3 тысяч бойцов. И хотя в наши дни Колизей в Риме наполовину разрушен, он по-прежнему производит огромное впечатление и с достоинством держит звание символа Рима.

Сейчас бесплатно Колизей можно посмотреть только снаружи. Обратите на толпы туристов вокруг. А в Древнем Риме не только вход был бесплатным, там еще зрителей бесплатно кормили. Неудивительно, что треть жизни римляне проводили в Колизее, где до 100 дней в году шли разные игры, соревнования и праздники!

Еще немножко исторических фактов.

Под ареной была целая система клеток, галерей, складских помещений, раздевальных и подвалов, сейчас открывшихся благодаря проведенным раскопкам. Речь идет о целом ряде помещений, где хранились различные предметы и механизмы, и где содержались животные до и после зрелищ. Основными зрелищами были бои гладиаторов и охота на животных (слоны, тигры, львы, медведи, бегемоты и т. д.). На арене происходили также выступления фокусников, спортивные состязания, конные турниры и даже морские битвы. Нижняя часть Колизея под ареной заполнялась водой из специально подведенных акведуков.

Из истории известно, что в день, когда официально открыли Колизей в Риме, на арене погибло более двух тысяч гладиаторов и было убито около пяти тысяч животных. А по самым скромным подсчётам, за всю историю этого уникального памятника архитектуры, здесь погибло более полумиллиона человек и не менее миллиона хищников.

В день официального открытия Колизея на его арене было убито 5 тысяч животных. По скромным оценкам, за всю историю этого сооружения в нем было убито более 500 тысяч людей и более миллиона животных.

В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на него стали смотреть как на источник добывания строительного материала. Не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения.

В конце 13 века здесь вообще образовали каменоломню: из частей Колизея были построены более 20 аристократских домов и церквей — его использовали как дешевый строительный материал. Часть разрушенного землетрясениями Колизея была использована на строительство базилики Святого Петра… Каждый пытался утащить хотя бы кирпичик.

Камней в Колизее оказалось так много, что до сих пор из их остатков производят различные сувениры. Один из таких сувениров, как память о конференции по электролюминесценции 2008 года, я храню в своей коллекции.

Настоящий травертиновый мрамор 1 века, из которого построен Колизей.

В завершение первой части рассказа о Колизее я попытался оценить, сколько фотографий Колизея сделано человечеством за последние годы. По посещаемости всех музеев Италии Колизей уверенно занимает первое место. За год его посещают около шести миллионов туристов. За последние 20 лет, когда стали активно использоваться цифровые камеры, его посетило около 120 миллионов. Если предположить, что каждый посетитель сделал хотя бы десяток снимков (на самом деле гораздо больше), то уже получается умопомрачительная цифра, превышающая 1 миллиард снимков! Можно ли при этом что-то новое добавить в общую фото копилку о Колизее? Наверно, нет. Тем не менее, у каждого свои ассоциации, поэтому приведу несколько фотографий, каким нам запомнился Колизей.

Таким мы увидели Колизей в первый день нашего пребывания в Риме со смотровой площадки Витториано.

Величественный скелет

Сочинение по фотографии «Триумфальная арка»

Триумфальная арка, которую мы видим на фотографии, находится в Москве на Кутузовском проспекте. Данное грандиозное сооружение было возведено в честь исторического события — победы русских воинов в войне 1812 года.

Изначально арка была построена 1814 году из дерева, но на протяжении своего существования изменялась несколько раз. Деревянная Арка, построенная в честь воинов вернувшихся с победой из западной Европы, простояло всего 12 лет. После чего ее начали реконструировать в каменную, и придавать ей вид той арки, которую мы видим сейчас.

Архитекторы при строительстве Триумфальной арки соблюдали старые традиции, по которым основной фасад триумфальных ворот всегда ставился к ведущей дороге, идущей к городу. Также и арка была обращена лицевой стороной к главному въезду города.

Проектировать Арку поручили известному русскому архитектору Осипу Ивановичу Бови. Первая закладка фундамента арки состоялась в 1829 году 17 августа. В основу памятника была заложена бронзовая доска с надписью:

Главной задумкой памятника оказалась арка, которую окружают шесть пар чугунных колон 12 метровой высоты расположенных симметрично по отношению друг к другу. Между колонами расположены статуи воинов, вооруженные копьями и щитами, с плащами. Сами воины показывают нам всем видом, что они находятся на страже памятника. Лица их выразительны и суровы. Над воинами находятся горельефы. На рисунке «Изгнание французов» на фоне кремлевской стены изображен рукопашный бой. Русский воин на переднем плане в его левой руке круглый щит с изображением герба России, в правой руке возвышается меч над проигравшим битву врагом. Сама фигура убитого вражеского воина выполнена не менее выразительно.

Другая рельефная картина «Освобожденная Москва» выполнена в умеренном виде. На горельефе изображена девушка, которая одной рукой опирается на щит с изображением св. Георгия Победоносца. А другую руку она протянула Александру I императору земель русских. Девица представлена нам как красавица, олицетворяющая великую Москву. Данные фигуры окружены изображениями Минервы, Геракла, старца, юноши и женщины. Внутри арки на потолочной ее части парят фигуры Слав, как бы кричащих о победе. На карнизе изображены гербы районов русских земель, которые приняли непосредственное участие в битве за Россию. Выше карнизов расположились статуи победы. В руках они держат венки и скипетры, а у ног сложены трофеи, добытые в войне. Как корона над Аркой возвышается колесница Славы. Запряжка из шести бодрых скакунов везут колесницу с гордой крылатой богиней Победы. В поднятой правой руке богиня держит лавровый венок, которым венчаю победителей. Взгляд богини устремлен на запад к въезжающим людям в столицу.

Триумфальная арка это величайший символ Московского духа, пронизанный торжеством победы русского народа. Она была создана нашими предками, дабы напомнить о великих подвигах и победах над внешними агрессорами страны. Русский народ должен с торжеством вспоминать о великой победе 12 года. И Триумфальная арка это лучшее подтверждение тех величайших событий.

История

Знаковое сражение у Понте Мильвио в Риме, закончившееся бегством войска Максенция и гибелью императора в водах Тибра, произошло в 312 году. Решение о сооружении триумфального памятника в честь победы Константина принималось Сенатом. В 315 году арка была готова к торжественному открытию, приуроченному к празднованию десятилетнего периода правления императора. Отмечать подобные юбилеи (деченналии) вошло в традицию, начиная с 27 года до нашей эры.

Ночное освещение,  Константин Дощеуглов

Существует подтвержденная исследованиями гипотеза о том, что триумфальная арка была построена еще при императоре Адриане (76–138 гг.), а при Константине она подверглась существенной реконструкции. Данный факт говорит о том, что изначально «монумент славы» предназначался другому герою или ключевому эпизоду из жизни города. Достоверных сведений о том, кто или что это могло быть, нет. Римляне умели стирать из памяти недостойные в их представлении моменты истории.

Триумфальная арка — монументальное, торжественно оформленное, отдельное стоящее сооружение, прославляющее победителя или важное событие, оставившее след в жизни города или целого государства. В древнеримскую эпоху арки предназначались для церемонии въезда триумфаторов в границы населенного пункта или в их центральную часть.. Через арку проходила древнеримская дорога Триумфаторов (via Triumphalis), по которой Константин I со своим войском после победы над Максенцием проследовал к Капитолию

В то время император еще не проявлял сочувствия к христианству. Его видение Христа перед сражением, который повелел прописать на боевом знамени и щитах аббревиатуру «ХР», а также появившийся в небесах во время знаменательной битвы крест и прозвучавший сверху призыв «Сим победиши!» во многом определили дальнейшую политику Константина в отношении новой веры. В начертанных на аттике с двух сторон арки благодарственных надписях есть фраза «одухотворенный божеством». Она свидетельствует о произошедшем событии, но в то же время сохраняет равновесие между традиционным для Рима язычеством и начавшим лишь зарождаться на территории Апеннин христианством

Через арку проходила древнеримская дорога Триумфаторов (via Triumphalis), по которой Константин I со своим войском после победы над Максенцием проследовал к Капитолию. В то время император еще не проявлял сочувствия к христианству. Его видение Христа перед сражением, который повелел прописать на боевом знамени и щитах аббревиатуру «ХР», а также появившийся в небесах во время знаменательной битвы крест и прозвучавший сверху призыв «Сим победиши!» во многом определили дальнейшую политику Константина в отношении новой веры. В начертанных на аттике с двух сторон арки благодарственных надписях есть фраза «одухотворенный божеством». Она свидетельствует о произошедшем событии, но в то же время сохраняет равновесие между традиционным для Рима язычеством и начавшим лишь зарождаться на территории Апеннин христианством.

Фигуры даков и благодарственная надпись,  Анна Струкова

Триумфальная арка Константина сохранилась практически в неизменном виде. В Средневековье она входила в состав фортификационных сооружений Франджипане, располагавшихся между Палатином и Колизеем. В XVIII и XIX вв. ее несколько раз реконструировали, в том числе в 1832 году при расширении виа ди Сан Грегорио. В 1933 году исторический памятник стал ключевым объектом, вокруг которого развернулось масштабное мероприятие по торжественному переименованию виа ди Сан Григорио в виа деи Трионфи. Во время Олимпийских игр, проводимых в Риме в 1960 году, арка была выбрана в качестве финишной черты на соревнованиях по марафонскому бегу.

В 1534 году арка Константина стала причиной изгнания Лоренцино де Медичи (1514—1548 гг.) из Рима. По оставшейся загадкой причине он изуродовал некоторые барельефы и статуи, за что вполне мог получить смертный приговор. От гнева Папы и казни юношу спасло лишь вмешательство двоюродного брата Ипполито де Медичи, являвшегося в то время кардиналом. Лоренцино остался жив, но Вечный город ему пришлось покинуть.

Центральный пролет,  Serge Pilon

Триумфальная арка Тита в Риме

Триумфальная арка Тита (Arco di Tito) является самой древней триумфальной аркой Рима. Поэтому помимо архитектурного, носит ещё и ярко выраженное историческое значение.

Эта арка в отличие от арки Константина, арка Тита однопролетная и имеет более скромные размеры. Имеет высоту более 15 метров и ширину более 13 метров.

Расположена арка недалеко от первой, в восточной части Римского форума, на древней Священной дороге Via Sacr.

Возведена по приказу императора Домициана в 81 году нашей эры, в честь римского императора Тита, вскоре после смерти последнего, в память о взятии Иерусалима в 70 году.

Монумент выстроен из белого пентельского мрамора, добытого в Аттике. Арка декорирована полуколоннами, в углах возле пролета высечены четыре крылатых богини победы — Виктории. Внутри пролета расположены два барельефа, изображающие шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме, там же изображен сам император Тит, управляющий квадригой. Статуя Тита на квадриге когда-то была расположена и на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась.

Именно арка Тита послужила моделью для создания многих других триумфальных арок Нового времени.

Кстати, для строительства этой арки в Рим были специально привезены более 50 тысяч пленных евреев. Строительство арки положило начало еврейской диаспоры в Европе.

Ходят слухи, что в аттике этой триумфальной римской арки был захоронен прах самого Тита. Подобных почестей были удостоены лишь три правителя за всю историю Римской империи — Цезарь, чье погребение было в Римском Форуме, Траян — в цоколе именной колонны и Тит. Таким образом, арка Тита является не только прародительницей более поздних триумфальных конструкций Рима, но еще и мемориалом, по типу московского мавзолея или Пантеона Кахино в Испании.

Арка Януса в Риме

Арка Януса стояла в восточной части Бычьего Форума — древнего римского скотного рынка.

В старых архивах упоминается в этом месте некую арку Божественного Константина (Arcus divi constantini). И поскольку Константин славился своей победой над Максенцием в 312 году, можно предположить, что эта арка была воздвигнута либо им, либо его сыном Константином II.

Как и Арка Константина, Арка Януса в Риме была построена из сполии (повторно использованного материала) от других памятников. В средние века семья Франгипани превратила её в крепость (как и Колизей, и Арку Константина), и она оставалась такой до 18 века.

27 июля 1993 года около арки Януса взорвалась бомба, организованная сицилийской мафией. В полночь мафия взорвала бомбу в автомобиле у церкви Сан-Велабро-ин-Форо, повредив структуру арки и заставив власти закрыть её для общественности. К счастью смертельных случаев не было.

Ни одна из 48 статуй, которые когда-то заполняли её ниши, не сохранилась, как не сохранился и её старая крыша. Однако подойдите достаточно близко, и вы сможете увидеть 4 статуи, которые представляют самых почитаемых богов и богинь Рима — Юнону, Минерву, Цереру и саму Рому.

Какому событию посвящена?

Арка, прославившая Константина, не связана с событиями в истории христианства. Она была построена в 315 г., вскоре после победы императора в войне со своим внутренним врагом — Максенцием (Marcus Aurelius Valerius Maxentius), вошедшим в историю как узурпатор и откровенный тиран.

В борьбе за власть особенно важным противостоянием стала 28 октября 312 г. битва у Мульвийского моста (Ponte Milvio) на Тибре (Tevere), в результате которой поддерживаемый римлянами Константин одержал победу. Он торжественно вошёл в Рим, демонстрируя отрубленную голову Максенция, который во время бегства утонул в водах реки.

Описание Арки Константина

Триумфальная арка состоит из трех сквозных пролетов, из которых центральный является более высоким и широким по отношению к боковым. Ее архитектоника аналогична Триумфальной арке Септимия Севера, находящейся на Римском форуме. Обе фасадные части, внешние и внутренние стены сооружения украшены барельефами, которые представляют две сотни лет истории империи, запечатленные в мраморе. Для строительства арки был использован мрамор различного происхождения и качества, а некоторые блоки были заимствованы из более древних сооружений, как и ее некоторые декоративные элементы.     В центральной верхней части с обеих сторон арки высечена надпись на латыни, с одним и тем же текстом: «Сенат и народ римский посвящают эту выдающуюся арку триумфов Императору Цезарю Флавию Константину Максимусу Пию Феличе Августу, который одухотворенный божеством и величием своего духа вместе со своим войском расправился в одночасье с государственной тиранией верным оружием».   Известно, что Константин стал первым римским императором, принявшим христианство, утвердив его как официальную государственную религию. В надписи, украшающей данный монумент, выражение «одухотворен божеством» имело двоякое значение. Данная фраза во времена Константина сохраняла определенное равновесие между язычеством и христианством – двумя признанными государственными религиями. Уточнение позиции императора по этому поводу в те времена могло вызвать политические разногласия и нестабильную ситуацию. По обеим сторонам прославляющей императора надписи, над малыми пролетами арки и на боковых поверхностях сооружения можно видеть барельефы эпохи Траяна и Марка Аврелия. Панели Траянского периода использовались в качестве облицовки аттика Базилики Ульпия, располагавшейся на Форуме Траяна, а те, что относятся ко временам правления Марка Аврелия предназначались для Арки Панис Ауреи (Arcus Panis Aurei) – монумента, прославлявшего императора Марка Аврелия в победе над германскими народами (на сегодняшний день не существует). Скульптуры «Дакские Пленники», также украшающие аттик арки, датированы периодом правления Траяна и скорей всего были взяты с траянского Форума.   В нижней части триумфальной арки над боковыми пролетами можно увидеть тондо (круглые медальоны) – копии рельефов периода Адриана. Согласно предположениям исследователей, они служили декоративными элементами входного портала небольшого святилища, посвященного Антиною – молодому фавориту императора. Его фигуру можно различить в сценах охоты и жертвоприношения.   На боковых сторонах арки можно заметить медальоны, подобные Адриановским, однако изготовлены они были уже во времена Константина. К началу IV века относятся и продолговатые барельефы, помещенные непосредственно под круглыми медальонами. Использование декоративных элементов более древних сооружений не случайно. Причиной этому могло послужить сразу несколько мотивов. Прежде всего, реставрация готовых барельефов занимала гораздо меньше времени, нежели производство новых, а это в значительной степени могло сократить сроки изготовления сооружения. Некоторые исследователи предполагают, что использование более ранних декоративных элементов для новой арки могло быть обусловлено и упадком римской скульптуры. Если присмотреться к барельефам, очевидным становится различие в проработке деталей: «Константиновские» выглядят значительно проще. Кроме этого, историки утверждают, что использование барельефов, заимствованных с монументов императоров Адриана, Траяна и Марка Аврелия, также имело определенный смысл – таким образом императора Константина «приравнивали» к числу лучших правителей Рима.

Декоративные плиты II века, прежде чем они были установлены на арку, подверглись реставрации. Лица на барельефах были заменены на лица Константина и приближенных к нему персон, а сюжеты доработаны необходимыми деталями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector