Собор святого вита

История строительства

Первые шаги к появлению религиозного сооружения на берегу Влтавы были сделаны ещё в 10 столетии. Святой Вацлав возвёл здесь храм-ротонду, посвящённый святому Виту и выполненный в канонах романики. После смерти князя его захоронили именно здесь, что добавило в название святыни и имя Вацлава.

Первые десятилетия следующего века ознаменовалось властью Спытигнева II и заменой вацлавской ротонды на базилику из трёх нефов. Она должна была выполнять функции храма для коронаций и места захоронения первой династии королей Чехии. Расположенное в максимальной близости к крепости монархов — Пражскому граду — строение быстро превратилось в духовный центр страны. Именно в нём обосновались первые пражские епископы. Сюда же в начале 11 века были привезены мощи одного из них, после чего святыня была именована в честь Святого Вита, Вацлава и Войтеха.

Начало истории существующего сегодня собора датируется 1344 годом. Его основание было заложено 21 ноября под руководством архитектора из Франции Маттиаса из Арраса. Покровительствовали этим работам и архиепископ Арношт и чешский монарх Карл Люксембургский. Маттиас планировал создать строение по канонам французской готики. Но он так и не увидел, какое воплощение получили его чертежи: мастер скончался в 1352 году, застав только возведение галереи и аркад.

На смену пришёл немецкий мастер архитектуры Петр Парлерж, примерно в этот же период создавший в столице Чехии всемирно известный Карлов мост и несколько церквей. Парлерж завершил строительство той части собора, которая была прописана в планах его предшественника, а после приступил к воплощению собственных идей. Так сооружение приобрело свои архитектурные особенности: свод, основанный на двойных диагональных балках, карнизы, скульптурные элементы в виде бюстов. Но закончить возведение собора Святого Вита не успел и этот мастер. Дело продолжили его сыновья, а после — Петрилк.

Возведение собора было вынуждено заброшено в период гуситской революции, произошедшей в начале 15 столетия.

Военные действия не обошли сооружение стороной и повредили скульптурные изображения, иконы и прочие элементы здания. Вернуться к работам получилось только во второй половине века. Во главе строительства стал Бенедикт Рейт — чешский строитель и архитектор. Однако теперь сложности возникли с финансированием строительства, и его темпы вновь упали.

В середине 19 столетия за собор Святого Вита взялись с новыми силами. Предстояло отремонтировать ранее возведённые части здания и избавиться от элементов барокко, добавленных разными архитекторами в период с 15 по 19 столетия. Это реализовал Йозеф Краннер, начавший ремонт сооружения в 1861-м. Краннер скончался в 1873-м, и тогда за достройку принялся Йозеф Моцкер. Именно он являлся конструктором западной части собора. Архитектор придерживался канонов, которые задал ещё в 14 веке Парлерж. Благодаря этому удалось достичь стилевого единства сооружения, прошедшего через разные эпохи. Но и Моцкер не увидел окончательно завершённого собора. Достроил эту уникальную святыню Камил Гильберт. Однако ещё предстояло завершить декорирование.

Внутри нефа заливается цвет из витражей, созданных известными чешскими художниками начала 20-го века. Витражи окон и розы относятся к работам Альфонса Мухи и Франтишека Киселы. На выходе из третьей часовни на северной стороне Альфонс Муха изобразил святых Кирилла и Мефодия (1909), а рядом находится деревянная скульптура распятия (1899) скульптора Франтишека Билека. И лишь в 1929-м собор Святого Вита можно было назвать полностью законченным. Мир получил уникальное строение, высотой в 124 метра.

Собор Святого Вита

Фото на фоне этого грандиозного сооружения привозит домой каждый турист, посетивший чешскую столицу. Сегодня в главной части его хора, непосредственно над алтарем, можно увидеть скульптурную галерею основателей и всех строителей храма. Здесь стоят бюсты короля Карла IV и монаршей семьи, зодчих Матье из Арраса и Петра Парлержа, причем оба мастера были похоронены здесь же, в капелле Марии Магдалины, а также архиепископов и прочих лиц, хоть как-то причастных к возникновению этого архитектурного шедевра.

Кроме того, эта галерея считается единственным памятником подобного рода во всем западноевропейском средневековом искусстве.

Происхождение названия собора

Полностью название храма звучит как Собор св. Вита, св. Вацлава и св. Войтеха. Древняя легенда гласит, что первую ротонду основал князь и христианский проповедник святой Вацлав. Монарх Генрих I преподнес в дар для церкви святого Вацлава части мощей высоко почитаемого среди европейцев мученика Вита, который славился талантом целительства. Под именем святого Войтеха, считающегося духовным наставником и покровителем страны, в Чехии известен епископ Адальберт. Память его увековечили в названии собора в 1997 году, в годовщину тысячелетия со дня смерти легендарного епископа Пражского.

Советы туристам и статьи о Праге

Что посмотреть в Праге за один день
Прага — идеальный пример машины времени. Здесь средневековье соседствует с высокими технол…

4489

Новый год 2020 в Праге
Новый год в Праге у многих ассоциируется со сказочным приключением. Древние замки, грандио…

5248

Что посмотреть в Праге за 3 дня
Три дня в Праге — это возможность без суеты посмотреть основные достопримечательности горо…

15034

Что посмотреть в Праге за 7 дней
Приехать в Прагу и прожить здесь несколько дней — все равно что сесть в машину времени и н…

5596

Как интересно провести 8 марта в Праге
Разве Прага не идеальный город для поездки на 8 марта? Сложно найти еще более сказочный и …

3570

Сады и парки Праги
Парки и сады Праги — отдельная тема для разговора, когда речь заходит о благоустройстве и …

4779

Пиво и пивные в Праге
Пиво и пивные в Праге вызывают у туристов не меньший интерес, чем Карлов мост и Староместс…

3643

Метро Праги
Метро в Праге — один из самых масштабных долгостроев Чехии, который буквально спас город в…

4561

Смотреть и восхищаться

Собор, с длиной главного нефа 124 м, имеет Большую южную башню (96, 5 м). С западной стороны возвышаются 2 неоготические башни из камня по 82 метра. Между ними в виде розетты помещено 10-метровое окно круглой формы. Собор имеет три портала со скульптурами, рельефами из камня и бронзы.

Внутри собора ребристые сетчатые арки высотой 33, 5 м размещены в центральном нефе. Витражные стрельчатые окна дают свет в хор в средневековом стиле.

Храм имеет трехнефное пространство, на котором размещены 28 колонн. По периметру построена галерея-балкон — трифориум. На балконе поставлены бюсты первых строителей и основателей здания, чешских правителей, их жен, пражских архиепископов. Внутри храма по бокам размещены входы в капеллы. Саркофаг Яна Непомуцкого — шедевр искусства: сделан из серебра и обрамлен золотом.

Под главным алтарем разместилась крипта — усыпальница королей, королев, церковных деятелей. Центральным саркофагом в ней является саркофаг Карла IV. В капелле св. Марии Магдалины захоронены Петр Парлерж, Матье Аррасский. Всего в храме 28 капелл.

Колокольня собора славна колоколом «Зикмунд». Он создан Т. Яросом в 1549 году. Весит он почти 18 тонн. Согласно легенде, пока он цел, Чехии не грозят никакие беды. Орган в стиле рококо радует и поражает красотой и своим звучанием. А фигурка петуха, «спутника» св. Вита, на одной из башен — символ благовестия.

Пройдя на 3 двор Пражского града, увидите часовню св. Вацлава, Большую южную башню, Золотые ворота. Капелла св. Вацлава стоит на месте старой ротонды, где похоронен король Вацлав. Это самое святое место собора. Дубовая дверь за семью замками охраняет Коронационную палату. Это сакральное место.

В палате сохраняются регалии правителей Чехии: корона св. Войцеха. золотой скипетр, держава, мантия короля, украшенная горностаем, золотой византийский крест Завиши. Семь ключей от двери распределены между президентом, премьер-министром, председателями верхней и нижней палат парламента, архиепископом, мэром Праги и митрополитом Пражский.

На Большой башне видны часы 16 века. Поскольку тогда не умели соединять секундную и часовую стрелки, то часы имеют 2 циферблата. На верху башни помещен зеленый барочный купол.

Через Золотые ворота с мозаикой со сценами из Страшного суда (поговаривают, что здесь их около миллиона элементов) могут следовать священнослужители только высших санов. Загадкой ворот остается православное изображение распятия Христа наверху (на нем 4 гвоздя, а католики считают, что их было три). Астрологические знаки на решетке перед воротами также порождают вопросы: ведь астрология, по церковным канонам, лженаука. Все остальные, простые смертные, входят в собор через двери в западном фасаде.

Историю создания храма увидим на воротах центрального входа. На левом портале ворот воспроизведена жизнь и деяния св. Вацлава, на правом — св. Войтеха. В Средневековье соборы именовали «Библией для неграмотных»: на нем размещали статуи-горгули, чудовища — пороки людские. Именно такими статуями и изобилует собор.

Интересна и библиотека храма: хранятся в ней рукописи Средневековья. Самым древним и ценным изданием книгохранилища стало Евангелие 11 века.

С 4 декабря 2016 года и по 12 января 2017 традиционно у собора св. Вита проходит выставка «Собор и живая встреча». На ней можно увидеть фото-ассоциации «Человек и вера».

История строительства собора

От Генриха I он получил в дар фрагменты мощей почитаемого в Европе святого Вита, погибшего за веру мученика, исцеляющего болезни.

Святой Адальберт – второй епископ Чехии, потерявший жизнь во время миссионерства. Эти святые считаются покровителями и духовными хранителями Чехии и Праги.

Вначале небольшая церковь представляла собой круглую ротонду диаметром около 13 м.

В 1060 году по основанию Пражской епархии было принято решение расширить церковь, и она превратилась в трехнефную базилику.

После преображения епархии в архиепископство, по инициативе короля Богемии Карла IV было решено построить на месте прежней базилики большой готический собор для проведения богослужений, коронаций и погребения правящих особ и архиепископов.

И волею судеб это грандиозное строительство, начатое в 1344 году было завершено лишь в 1929 году. Таким образом каждое из проходящих шести столетий вносило свою лепту в настоящий архитектурный облик собора.

Затем собор достраивали его сыновья, но начавшиеся в 1419 в Чехии гуситские войны надолго приостановили работы.

В 1490 году при правителе Владиславе Ягеллоне возведение церкви возобновилось, а через 20 лет вновь угасло из-за нехватки средств на столь пышное строительство. Однако богослужения в соборе не прекращались, и даже будучи недостроенным он никогда не пустовал.

Значительный ущерб собору был нанесен пожаром 1541 года. Горело все — статуи, иконы, церковная утварь. Во время восстания сословий в 1619 году церковь св. Вита была изрядно разграблена ворвавшимися протестантами.

В период войны с Австрией, в 1740 году стены собора сильно пострадали от артиллерийских обстрелов, а спустя еще три года в главную башню попала молния и расколола купол. Плачевное состояние важнейшей чешской духовной и исторической реликвии требовало значительной реставрации.

И наконец в 1873 году под руководством архитектора Йозефа Краннера в соборе начались грандиозные восстановительные работы. Для придания церкви облика в соответствии с первоначальным замыслом были использованы сохранившиеся чертежи Петра Парлержа, строительство продолжалось в неоготическом стиле.

Лишь к 1939 году основные работы были завершены, и собору придан тот законченный облик, который восхищает туристов и по сей день.

Строительство

Нынешнее здание собора строилось в несколько этапов: —, —, — и — (западная часть). Окончательно строительство собора было завершено только в начале XX столетия.

Первый храм-ротонду на этом месте, как считается, построил ещё святой Вацлав в 925 году; церковь была посвящена святому Виту, чью десницу Вацлаву подарил восточнофранкский (германский) король Генрих I. В XI веке на месте романской ротонды была возведена трёхнефная базилика, которая должна была служить Пржемысловичам в качестве коронационного костёла и места погребения. Начало её строительства относится к правлению князя Спытигнева II (1060).

Строительство собора началось 21 ноября 1344 года. Покровителями собора были архиепископ Арношт из Пардубиц и король Чехии Карл Люксембургский. Собор должен был стать местом для коронации, фамильным склепом, сокровищницей.

Первым архитектором, строившим собор, стал француз Маттиас из Арраса, приглашённый в Прагу из папского дворца в Авиньоне. Маттиас составил общий план строения в стиле (переходная базилика[неизвестный термин], аркбутаны, короткий трансепт). Однако он дожил лишь до окончания строительства аркад и галереи.

После Маттиаса, умершего в 1352 году, строительство продолжил Петер Парлерж, молодой 23-летний архитектор из германского городка Швебиш Гмюнд (нем. Schwäbisch Gmünd). Сначала он работал в соответствии с планом Маттиаса — ризница на северной стороне, капелла на южной. Но когда он закончил всё, что не успел Маттиас, он начал добавлять собственные идеи. Его смелость и инновационные идеи привнесли новые уникальные элементы. Хороший пример — сконструированный им свод. Он представлял собой двойные диагональные балки. Вместе они создавали неповторимый орнамент.

В архиве Собора сохранились еженедельные счета артели Парлержа с 1372 по 1378 год, которые являются весьма ценным источником сведений о хронологии строительных работ и именах мастеров, работавших с Парлержем.

В то время как Маттиас по складу ума был математиком и его конструкции были полны чистого расчёта, Парлерж был скульптором, и относился к архитектуре как к скульптуре. Это заметно в использовании многочисленных карнизов, бюстов (на которых были изображены представители королевской династии, епископы и архитекторы, строившие собор — Маттиас и Парлерж).

Работая над собором, Парлерж так же работал над Карловым Мостом и множеством церквей, и когда он умер в 1399 году, были закончены лишь хор и часть трансепта собора. Работу Парлержа закончили его сыновья — Вензел и Ян, а их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Они закончили огромную башню и южную часть.

Начавшиеся в 1419 году гуситские войны приостановили строительство кафедрального собора. Многие картины, иконы и скульптуры сильно пострадали в этот период.

Интерьер

Витраж работы А. Мухи

На протяжении следующего столетия строительство было завершено лишь наполовину. Во второй половине XV века король Владислав Ягеллон (чеш. Vladislav Jagellonský) поручил закончить строительство великому архитектору Бенедикту Рейту, но процесс почти сразу остановился из-за недостатка средств.

Последовавшие попытки достроить собор привнесли в общий ансамбль элементы барокко.

Разговоры о достройке собора начались с самого начала XIX века в связи с усилением романтических настроений в Чехии. В 1844 году Ворцлав Песина и архитектор Йозеф Краннер представили программу окончания строительства великого собора. Йозеф возглавлял ремонтные работы с по 1866 год, избавился от элементов барокко и восстановил интерьер. В 1873 году, после смерти Краннера, архитектор Йосеф Моцкер закончил реконструкцию. Он сконструировал западную сторону в классическом готическом стиле. Конечно, он не мог повторить индивидуальный стиль Петра Парлержа. Однако в целом работа архитектора считается очень ценной, потому что ему удалось добиться единства сложной композиции. Действительное значение этих преобразований проявляется в панорамных видах на Прагу, где собор стал выразительным акцентом в облике города.

После его смерти третьим и последним архитектором стал Камил Гильберт.

В 1920 году скульптор Войтек Сушарда и главный художник-модернист того времени, Альфонс Муха, декорировали новые окна в северной части нефа. Окно-розу украшал Франтишек Кисела, в 1925-27 годах. На нём были изображены различные библейские истории.

Наконец, в 1929 году, после 585 лет строительства, собор Святого Вита был закончен.

В 1950 году власти Чехословакии изъяли здание собора. После падения коммунистического режима католическая церковь пыталась вернуть себе собор, но в 2009 году суд отказал ей в этом, подтвердив, что собор является собственностью государства.

Меблировка

Внутри собора очень богатый интерьер. Наиболее важные работы Парлера находятся в Вацлавской капелле, выложенной полудрагоценными камнями и позолоченной лепниной, в южном проходе. Гробница Габсбургов, воздвигнутая Александром Колиным в центре хора, датируется 16 веком . Самая значительная из предметов обстановки в стиле барокко — высокая гробница св. Яна Непомуцкого, выполненная серебряным мастером Иоганном Йозефом Вюртом в 1733–1736 годах по эскизам Йозефа Эмануэля Фишера фон Эрлаха и модели скульптора Антонио Коррадини . Главный алтарь в неоготическом стиле был построен под руководством Камила Гильберта, сменившего в 1899 году строителя собора Йозефа Мокера, и многие современные чешские художники внесли свой вклад в оформление интерьера. Так называемое окно святого покровителя в Капелле Нового Архиепископа (к западу от северного входа) было завершено в 1931 году художником по стеклу Яном Веселы по проекту Альфонса Мухи ; Макс Швабинский (1934) спроектировал два больших стеклянных окна «Излияние Святого Духа» и «Страшный суд» .

Культ реликвий

С 1355 года в соборе Вита хранилась как реликвия голова святого Вита , а также собаки святого Адальберта , собаки святого Вацлава , меч святого Стефана , зуб святой Маргариты , часть голени святого. Витале , ребро Святой Софии , челюсть Святого Эобана , осколок креста Иисуса , скатерть Святого Причастия , платье Девы Марии и посох Моисея .

Коронационная церковь

Коронация короля Фердинанда V в соборе Святого Вита в 1836 году.

Еще до того, как собор был перестроен при императоре Карле IV , собор Святого Вита был коронационной церковью и местом захоронения чешских правителей . Знаки отличия коронации, в том числе Вацлавская корона , хранятся в зале короны собора на этаже над Вацлавской капеллой и доступны только через нее . С 1867 года Королевская палата запиралась семью замками, ключи от которых были переданы на хранение семи различным пражским сановникам.

Императорские и королевские гробницы

Помимо святого Иоанна Непомука , в Санкт- Петербурге похоронены следующие монархи и члены их семей.

  1. Борживой II , герцог Богемии (ок. 1064 — 2 февраля 1124 г.)
  2. Оттокар I Пршемысл , король Богемии (1155-15 декабря 1230)
  3. Оттокар II Пршемысл , король Богемии (1232 — 26 августа 1278)
  4. Рудольф II, герцог Австрии (1270-10 мая 1290)
  5. Ютта фон Габсбург (13 марта 1271-18 июня 1296), жена короля Венцеслава II.
  6. Вацлав II, король Богемии (17 сентября 1271 — 21 июня 1305)
  7. Рудольф I, король Богемии (1282 — 4 июля 1307)
  8. Бланка Маргарита Валуа (1317 — 1 августа 1348), жена императора Карла IV.
  9. Император Карл IV (14 мая 1316 г. — 29 ноября 1378 г.)
  10. Вацлав IV, король Священной Римской империи, король Богемии (26 февраля 1361 г. — 16 августа 1419 г.)
  11. Георг Подебрад, король Богемии (6 апреля 1420 — 22 марта 1471)
  12. Анна Чешская и Венгерская (23 июля 1503-27 января 1547), жена императора Фердинанда I.
  13. Ладислав Постум , король Богемии (22 февраля 1440 — 23 ноября 1457)
  14. Император Фердинанд I (10 марта 1503-25 июля 1564)
  15. Император Максимилиан II (31 июля 1527 — 12 октября 1576)
  16. Эрцгерцогиня Элеонора (4 ноября 1568 — 12 марта 1580), дочь императора Максимилиана II.
  17. Император Рудольф II (18 июля 1552 — 20 января 1612)
  18. Мария Амалия Австрийская (26 февраля 1746-18 июня 1804), жена герцога Фердинанда II Пармского

Недавняя история

В 1997 году, в 1000-летие со дня смерти святого Адальберта (св. Войтех на чешском языке), патроциний (посвящение) церкви был повторно посвящен Святым Вацлаву и Святому Адальберту . Предыдущая романская базилика имела этот тройной патроциний для основных покровителей Чехии с 1038 года, когда здесь были помещены мощи святого Адальберта. Череп святого Адальберта хранится в сокровищнице Гильберта.

В 1954 году постановлением правительства весь Пражский Град был передан в собственность «всего чехословацкого народа» и в управление канцелярии президента. Начиная с 1992 года, после Бархатной революции, церковь подала несколько петиций с просьбой определить истинного владельца здания. Спустя 14 лет, в июне 2006 года, городской суд в Праге постановил, что указ 1954 года не изменил право собственности на собор и что владельцем является митрополит Капитул Святого Вита. В сентябре 2006 г. администрация президента передала управление столичному капитулу. Однако в феврале 2007 года Верховный суд Чешской Республики отменил решение городского суда и вернул дело в суд общей юрисдикции. В сентябре 2007 года Окружной суд Праги 7 постановил, что собор принадлежит Чешской Республике, это решение было подтверждено городским судом в Праге, и Конституционный суд отклонил апелляцию столичного капитула, однако отметил, что кафедра, несомненно, владеет внутреннее убранство собора. Столичное отделение рассматривало возможность продолжения рассмотрения дела в Европейском суде по правам человека, однако в мае 2010 года новый пражский архиепископ Доминик Дука и президент государства Вацлав Клаус вместе заявили, что не желают продолжать судебные конфликты. Они заключаются в том, что семь человек, которые традиционно являются держателями ключей от Палаты Святого Вацлава с драгоценностями Богемской короны, также становятся советом по координации и организации управления и использования собора. Тем не менее, споры о владении некоторыми родственными домами канонизма продолжаются.

В июле 2012 года Палата депутатов приняла закон о компенсации церквям за имущество, конфискованное коммунистическим правительством. Сенат одобрил законопроект , в ноябре 2012 года , и правительство осуществило его в июне следующего года после устранения юридических проблем.

Западный фасад

Неоготический западный фасад базилики, облицованный стрельчатыми окнами, карнизами и ажурной каменной резьбой, строился с1873 по 1929 год. Здесь расположены три Бронзовых портала, каждый из которых обрамлён пилястрами и увенчан узорчатыми фронтонами. Панели ворот декорированы рельефными изображениями, представляющими сцены строительства храма, а также эпизоды из жизни князя Вацлава.

Западная часть собора завершается двумя готическими остроконечными шпилями. Они устремлены ввысь на 80 метров и украшены замысловатыми зубчатыми башенками. Жемчужиной западного фасада является Роза — десятиметровое в диаметре круглое окно. Оно декорировано каменными узорами в виде цветочных лепестков.

Бесплатный вход, но платный осмотр

За вход в здание храма платить не надо, вы сможете у входа рассмотреть внутреннее убранство сооружения. Путешествие по всем его укромным и ценным уголкам возможно только при приобретении билетов.

Посетителям руководство храма предлагает два варианта экскурсий: бесплатный осмотр и платная экскурсия. Администрация Пражского града организовала платные экскурсии. Билеты покупаются в информационном центре. Экскурсия имеет определенный порядок и нужно ему следовать.

Предлагается два вида экскурсий с визитом в храм по Пражскому Граду: Круг А и Круг В. В Круг А включен осмотр выставки «История Пражского града», Золотой улицы, пороховой башни, храма св. Вита, Вацлава и Войтеха, Рожмбергского дворца, Старого королевского замка, церкви св. Иржи. В Круг В вошло посещение церкви св. Иржи, Старого королевского дворца, кафедрального храма св. Вита, Вацлава и Войтеха, Золотой улицы.

Цены зависит от вида билета: полный, со скидкой (детям 6-16 лет, учащимся до 26 лет, туристам старше 65 лет) или семейный (до 2 взрослых и 1-5 детей).

Полный билет в Круг А стоит 350 крон, билет со скидкой — 175 крон, семейный — 700 крон. В Круг В — 250, 125 и 500 крон соответственно.

На выставку сокровищ св. Вита обычный билет стоит 300 крон. Студенты, инвалиды, пенсионеры могут воспользоваться билетами со скидкой. Такой билет стоит 150 крон.

Семейное посещение имеет ограничения: максимум 2 взрослых плюс дети (1-5) до 16 лет. Цена такого билета — 600 крон.

В стоимость билетов входит аудиогид. Каталог выставки стоит 490 крон и приобрести его можно на выставочных площадках. Пропускная способность зала выставки ограничена до 40 человек.

Полезные советы всяк входящим в собор

— Запрещается неуважительно относиться к верующим и молящимся.

— Мужчины заходят в собор с непокрытой головой.

— Не разрешается громко говорить, касаться руками инвентаря, стен и интерьера собора.

— Нельзя в храме есть, пить, курить, общаться, разговаривать по телефону.

— В стенах собора можно фотографировать, но без вспышки и без штатива.

— Во время богослужения для туристов достопримечательность закрыта.

Что можно увидеть в здании такого ранга, мы вам поведали. После экскурсии поднимитесь на 298 ступенек вверх в южной башне-колокольне и насладитесь панорамой Праги и небом над головой. К ощущениям от увиденного собора добавятся непередаваемые чувства возвышенности и тленности бытия.

История храма

Кафедральный собор посвящен святому Вацлаву, святому Виту и святому Войтеху. Вацлав – это заступник всей Чехии и учредитель собора. Останки святого Вацлава были перемещены в собор в Х веке. Храм причастный святому Виту из-за того, что при постройке его правую руку поместили в ротонду. А Войтех – это епископ, который был убит язычниками, и с начала XI века здесь расположены его останки. Три святые защищают собор и это выделяет его среди остальных католических соборов Чехии.

Впервые на месте собора в Х веке была построена ротонда, которую позже снесли из-за того, что не хватало места, и на главной площади князь Вацлав хотел построить более величественное здание. Но строительство базилика началось только во времена князя Спытигнева II в XI веке.

Позже по указанию короля Карла VI был разработан проект собора, который был и храмом, и гробницей для членов королевской семьи. Также сюда были привезены все главные сокровища страны. Но строительство не закончилось во времена его правления и даже его последователей. Собор святого Вита в Праге строили 600 лет и он соединил в себе лучшие отличительные черты каждой из эпох. Каждый архитектор, который занимался строительством собора, вносил свой вклад, поэтому нельзя назвать основного или главного архитектора. Собор святого Вита сочетает в себе всю 600-летнюю историю Чехии. А также историю развития архитектуры, скульптуры и живописи, ведь лучшие чешские мастера внесли свой вклад в нынешний вид собора. Официальной датой завершения строительства является 1929 год. Также в этот год проводилось освящение Собора святого Вита. Эта дата приурочена к 929 году, когда умер святой Вацлав.

Сложно назвать другой памятник, который бы также гармонично сочетал в себе всю историю государства. Но главным остаётся, то, что по первоначальному замыслу собор – это выражение Божьего присутствия. Даже сейчас нельзя игнорировать святость места, которая из него исходит и наполняет туристов со всего мира. Поэтому сюда нужно обязательно приехать, чтобы проникнуться атмосферой величия этого собора. А также пройтись по местам, где короновались цари Богемии и ходили несколько столетий монахи.

Внутреннее убранство

Скульптуры, изображающие ангелов, святых и монархов, притягивают взор. Туристы подолгу стоят перед ними, рассматривая их и восхищаясь мастерством автора – венского архитектора Фишера фон Эрлаха.

Перед главным алтарем собора сооружена королевская усыпальница. Она состоит из верхней части — крипты — и ротонды. Здесь покоятся останки последних чешских королей и их семей. Над усыпальницей построен балкон королевской капеллы. Именно тут монархи и их близкие молились, причащались и получали отпущение грехов.

С этого балкона достаточно четко видны лица усопших королей, которые высечены на мраморных плитах саркофага. Однако для основной массы молящихся в соборе людей его верх не виден.

Балкон полностью отделан лепниной с узором переплетенных ветвей. Колонны молельни украшены фигурками рудокопов, которые добывали серебро на Кутной горе. Это своеобразная дань уважения монархов тем, чей тяжелый труд позволил профинансировать строительство церкви.

Интерьеры и внутреннее убранство собора

Внутреннее помещение собора также поражает размерами и роскошью убранства. Двадцать восемь мощных колонн, поддерживающих свод, галерея-балкон, разделяющая пространство условно на «земную» и «небесную» части.

Благодаря восхитительным витражам работы более 20 мастеров (среди которых известный модернист Альфонс Муха), преобразующим и преломляющим свет, в соборе всегда «живет» сияние солнца. Витражи изображают картины из Священной истории, повествуют о сотворении мира и жизни святых.

Очень красивы капеллы, изолированные боковые ниши – специальные помещения (часовни) в храме для семейной молитвы представителей самых богатых и знатных родов средневековой Чехии. Они словно соперничают друг с другом роскошью и красотой отделки. Здесь покоятся останки членов этих фамилий, мощи святых, архиепископов и епископов.

Каждая капелла (их 23) – и сокровищница, и произведение искусства, и каждая имеет свою историю. Статуи и останки святых, старинные надгробные плиты, изысканные витражи, отделка драгоценными и полудрагоценными камнями, религиозные реликвии – во время экскурсии хочется внимательно и подробно рассмотреть их все.

Безусловно впечатляет капелла святого Яна Непомуцкого, священника и мученика. Надгробие выполнено из двух тонн серебра, а местами имеет платиновое и золотое покрытие.

Скульптуры, изображающие святых, добродетели и ангелов притягивают внимание, их хочется долго рассматривать, восхищаясь мастерством создавшего их в 1833 году архитектора из Вены Фишера фон Эрлаха. Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней)

Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей

Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней). Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей.

Над ней – балкон королевской капеллы, в которой монархи их семьи молились. С этого балкона четко видно лица усопших монархов, высеченные в мраморных плитах саркофага. При этом для остальных молящихся верх саркофага не виден.

Балкон отделан красивой лепниной в виде переплетенных ветвей. Колонна молельни украшена фигурками рудокопов, добывавших на Кутной горе серебро, – королевская дань уважения тем, чей труд позволил финансировать строительство церкви.

Интересна библиотека собора, в которой хранятся рукописи, датированные средними веками. Гордость книгохранилища – старинное Евангелие XI века.

Отдельного внимания заслуживает отделанный в стиле рококо орган, который считается одним из самых красивых в Европе. Здесь нередко устраиваются концерты органной музыки.

Обязательно стоит преодолеть 298 ступеней по узкой винтовой лестнице, чтобы насладиться потрясающим видом на Прагу, открывающимся с самой высокой южной башни-колокольни. Долгий подъем по крутым ступеням, видимо, призван напомнить каждому о тесном и трудном жизненном пути по дороге к истинному свету.

А неожиданно близкое пражское небо, взгляд с высоты на суету городской жизни гармонизируют общее впечатление об экскурсии и философский настрой.

За золочеными решетками находятся соборные колокола. Самый большой из них – «Зигмунд» весит почти восемнадцать тонн и создан в 1549 году. Колокола были отлиты взамен уничтоженных пожаром 1541 года.

Весьма примечательны и часы на южной башне. У них одна стрелка и два циферблата, один из которых показывает часы, а второй – минуты.

Название собора

Автопортрет Петера Парлержа в соборе Святого Вита (около 1370-1379 гг.)

Святой Вит, покровитель храма, был римским мучеником времен раннего христианства, к Чехии прямого отношения не имевшим. В 1997 году, в честь тысячелетия со дня смерти епископа Адальберта Пражского, или, в чешской традиции, Войтеха, собор получил новое имя – Святого Вита, Вацлава и Войтеха. Вацлав тоже значимая фигура: это князь из рода Пржемысловичей, святой покровитель Чехии. Туристы, правда, по-прежнему используют старое название, под которым храм прославился во всем мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector