Санта-мария-маджоре
Содержание:
- Как добраться к Санта-Мария-Маджоре
- История
- История
- Архипресвитеры базилики
- Баптистерий
- Исторические факты и легенда
- Капеллы
- Экстерьер Санта-Мария-Маджоре
- Интерьер
- История строительства церкви
- Фасад Санта-Мария-Маджоре
- История строительства церкви
- Как добраться до базилика Санта Мария Маджоре
- Чем знаменита Санта-Мария-Маджоре
- Фасад базилики Санта Мария Маджоре
- Интерьер
- История
Как добраться к Санта-Мария-Маджоре
Собор находится в Риме по адресу: Piazza di Santa Maria Maggiore, 42.
ЗАКАЗАТЬ ТАКСИ
Дойти до храма возможно от железнодорожного вокзала Термини. Лишь 10 минут шагом по улице Via Cavour придется пройти путешественникам, чтоб попасть со станции метро Termini (линия А или В) в базилику Santa Maria Maggiore.
Режим работы: каждый день, с 7.00 до 19.00. Исповедоваться возможно на английском, испанском, немецком, польском и прочих языках.
Телефон: +39 06 698 86800
Наши советы по Риму:
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
- Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
- Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
- Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
- City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
- Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
- Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
- Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Рим.
История
Первый камень в фундамент Санта-Мария-Маджоре заложили в далеком 352 году нашей эры. За давностью времен о создании святыни не сохранилось почти никаких данных.
Около века спустя здание начали перестраивать и расширять — так повелел папа Сикст III накануне Эфесского собора. Все последующие епископы стремились внести в Санта Марию что-то свое, в частности, реликвии. Когда закончилось известное Авиньонское пленение пап, Григорий XI повелел возвести 75-метровую колокольню.
75-метровая колокольня, воздвигнутая по повелению папы Григория XI
Интересно: последние изменения во внешнем облике здания относятся к 18-ому веку, когда Фердинандо Фуга достроил лоджию с портиком. Архитектурный стиль святыни — это помесь романского и барокко.
История
Базилика Санта-Мария-Маджоре – маджоре в переводе означает “величественный”, она действительно самая большая из всех церквей столицы. Это – папская базилика. От обычных храмов отличаются тем, что только однажды за четверть века они открывают “Святые двери” и проводят торжественное богослужение. Ворота, на которых изображены Иисус и Дева Мария, в следующий раз будут открыты 2025 году.
Считается, что только по-настоящему верующий прихожанин, пройдя сквозь них, очистится от всех грехов. О появлении базилики сложено несколько легенд. Инициатором ее строительства был епископ Либерий. Когда начали решать, на каком месте должен быть возведен храм, епископу приснился сон – Пресвятая Дева ведет его к холму, на котором лежит снег.
В Италии снег не очень частое событие и в зимнее время, но в том далеком 352 году в начале августа Эсквилинский холм действительно покрылся белоснежной шапкой. Это был знак, и началось строительство церкви. С этого времени в память об этом дне прихожан при входе осыпают лепестками алых роз. Розы в последнее время заменили георгинами, но традиция не становится от этого менее красивой. Сначала она называлась “Церковь Божьей Матери на снегу”, затем по имени епископа Либерия, который был инициатором строительства. Через некоторое время в храм привезли фрагменты ясель Христа, и с этого времени он стал называться “Манта Мария Пресепе”, то есть “Мадона с яслями”.
Окончательное название церковь получила в 431 году, после знаменитого Эфесского собора – “Санта-Мария-Маджоре”. Папа Сикст IY реконструировал храм в 440 году. После него все понтифики считали своим долгом принести хотя бы незначительные перестройки. В 1377 году по поручению Григорий XIY была построена колокольня высотой 75 метров. Каждый вечер в 21 час колокол звонит. В первой половине 18 века, чтобы сохранить ранние фрески, достроили фасад с портиком и лоджию.
Архипресвитеры базилики
…
Паоло Сколари (1176 — ?);
…
Франческо Наполеоне Орсини (1297—1312);
…
- Марино Вулькано (—);
- Стефано Палости де Верайнерис ( — 24 апреля );
…
- Франческо Ландо (октябрь — 26 декабря );
- Антонио Казини (март — 2 апреля );
- Джованни Вителлески ( — 2 апреля );
- Блаженный Николо Альбергати (—);
- Джулиано делла Ровере (август — 11 августа );
- Родриго де Борха-и-Борха ( — 11 августа );
- Джованни Баттиста Савелли (сентябрь — 19 сентября );
- Джованни Баттиста Орсини, великий магистр Ордена госпитальеров (сентябрь — 22 февраля );
- Джулиано Чезарини (5 марта — 1 мая );
- Робер Гибе (4 октября — декабрь );
- Франсиско де Ремолинс ( — 5 февраля );
- Леонардо Гроссо делла Ровере (февраль — 17 сентября );
- Андреа делла Валле (—);
- Алессандро Фарнезе (—);
-
Джованни Доменико Де Купис ( — 10 декабря 1553
вакантно (1553—1564);
);
- Карло Борромео (октябрь — 3 ноября );
- Филиппо Бонкомпаньи (ноябрь — 9 июня );
- Дечо Аццолини старший (июнь — 9 октября );
- Доминико Пинелли (октябрь — 9 августа );
- Микеланджело Тонти (август — 21 апреля );
- Джанбаттиста Лени (апрель — 3 ноября );
- Джованни Гарция Миллини (ноябрь — 2 октября );
- Франческо Барберини Старший (октябрь —);
- Антонио Барберини ( — 3 августа );
- Джакомо Роспильози (август — 2 февраля );
- Феличе Роспильози (1686—1688);
- Филипп Томас Говард O.P. (1 января — 17 июня );
- Бенедетто Памфили, великий приор ордена Святого Иоанна Иерусалимского (1 ноября — 20 апреля );
- Якопо Антонио Мориджа (20 апреля — 28 октября );
- Пьетро Оттобони (1702—1730);
-
Лодовико Пико делла Мирандола
вакантно (1731—1743);
(1730—1731);
- Джироламо Колонна ди Шарра (1743—1763);
- Маркантонио Колонна младший (1763—1793);
- Джованни Франческо Альбани (1793—1803);
- Антонио Деспуг-и-Дамето (28 декабря 1803 — 2 мая 1813);
- Джованни Филиппо Галларати Скотти ( — 6 октября );
- Антонио Дориа Памфили (10 октября — 31 января );
- Аннибале делла Дженга (10 февраля — 28 сентября );
- Бенедетто Наро (1 января 1824 — 6 октября 1832);
-
Карло Одескальки
вакантно (1834—1838);
(22 декабря 1832 — 21 ноября 1834);
- Джузеппе Антонио Сала (11 декабря — 23 июня );
- Луиджи дель Драго (29 августа — 18 апреля );
- Константино Патрици Наро (24 апреля — 21 сентября );
- Луиджи Амат ди Сан Филиппо и Сорсо (21 сентября — 30 марта );
- Густав Адольф фон Гогенлоэ-Шиллингсфюрст (15 июля — 30 октября );
- Винченцо Ваннутелли (16 декабря — 9 июля );
- Бонавентура Черретти (16 июля — 8 мая );
- Анджело Мария Дольчи (22 мая — 13 сентября );
- Алессандро Верде (11 октября — 29 марта );
- Карло Конфалоньери (16 ноября — 1 августа );
- Луиджи Дадальо (15 декабря — 22 августа );
- Уго Полетти (17 января — 25 февраля );
- Карло Фурно (29 сентября — 27 мая );
- Бернард Лоу (27 мая — 21 ноября );
- Сантос Абриль-и-Кастельо (21 ноября — 28 декабря );
- Станислав Рылко (с 28 декабря 2016).
Баптистерий
Проект помещения для свершения ритуальных обрядов крещения был разработан Фламинио Понцио в 1606 году. По центру баптистерия находится отделенная балюстрадой чаша крестильной купели из красного порфира. Ее украшает бронзовая статуя Святого Иоанна Крестителя, изготовленная в 1800 году архитектором и ювелиром Джузеппе Валадье (1762-1839).
На заалтарной стене баптистерия размещен большой барельеф «Успение» работы Пьетро Бернини (1610).
В завершение нашего краткого и далеко не полного обзора об одной из самых красивых базилик Рима, предлагаем вашему вниманию небольшой 4-х минутный ролик.
Исторические факты и легенда
По свидетельствам древнегреческого историка Дионисия Галикарнасского, изложенных в его трудах «Римские древности», на самом высоком из семи холмов Рима – на Эсквилине, в 375 году до н.э. был возведен храм, посвященный богине Юноне, защитнице всех женщин и матерей. Несмотря на то, что в 190г. до н.э. он был частично разрушен ударившей в него молнией, на протяжении последующих нескольких сотен лет Храм Юноны Лусины (лат. Junonis Lucinae) являлся местом поклонения божеству, оправления языческих культов и проведения праздников – Матроналий, ежегодно отмечавшихся 1 марта.
С распространением в римской империи новой христианской веры, в середине IV века н.э. Папа Либерий (310-366гг.), почитая Пресвятую Деву Марию, заказал построить на том же месте церковь. С историей ее возведения связана легенда, которую вам расскажет 39rim.ru и каждый житель Рима.
Согласно преданию, в ночь с 4 на 5 августа 358 года Богоматерь явилась во сне благородному богатому патрицию Джованни, который на протяжении многих лет вместе со своей женой просили Богородицу послать им ребенка.
Мадонна велела построить церковь в том месте, где на следующее утро он найдет снег, и молиться в ней о ниспослании детей. Супруги отправились к папе Либерию, чтобы рассказать о ночном видении, и узнали, что у него был такой же сон. Утром холм Эсквилин был обелен тонким слоем снега, по которому Папа очертил место, где должна быть возведена базилика. Она была построена за счет благочестивых супругов и первоначально называлась либерийской базиликой Санта Мария делла Неве (Basilica di Santa Maria della Neve). Эта история показалось бы не такой уж и необычной, если не учитывать тот факт, что снег выпал рано утром 5 августа в тот период, когда в Риме стоит несносная жара.
Спустя несколько десятилетий и вскоре, после проведенного в июне 431 года Третьего Вселенского собора (известного как Совет Эфеса), на котором был принят догмат о божественном материнстве Девы Марии, Папа Сикст III велел построить церковь, посвященную культу Богородицы. Однако до сих пор неизвестно, была ли она абсолютно новой церковью или же восстановленной Либерийской.
Капеллы
Довершают убранство храма многочисленные капеллы, посвященные кардинала и папам, а также старинный баптистерий. Все три капеллы поражают своим убранством.
Сикстинская капелла (Cappella Sistina)
Сикстинской капеллы
Много труда скульпторов и художников был положено на воплощение целостного образа Сикстинской капеллы. Сикст V был запечатлен в камне, преклонившем колено пред колыбелью божьего сына. По центру капеллы расположен алтарь, декорированный четырьмя золотыми ангелами. В данной капелле нашли свой покой папа Сикст V и Пий V. Неподалеку от входа в капеллу находится скромная мраморная плита с памятной надписью о том, что в этом месте в 1680 году обрел вечный покой великий архитектор Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).
Капелла Боргезе (Cappella Borghese)
Архитектор капеллы Боргезе – Фламинио Понцио (Flaminio Ponzio) располагал значительными средствами рода для того, чтобы создать грандиозный культурно-религиозный шедевр. Главное украшение капеллы – икона Маданна Солюс Попули Романи (лат. Madonna Salus Populi Romani). Декор капеллы исполнен из мрамора, бронзы, вычурных позолоченных карнизов. В центре всего этого буйства роскоши – алтарь насыщенного голубого цвета. Среди изысканного богатства и церковной роскоши покоятся гробницы Климента VIII и Павла V.
Капелла Сфорца (Cappella Sforza)
Капелла Сфорца несколько меркнет на фоне двух богатейших церковных усыпальниц. Однако, существует мнение, что архитектор Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta), создавший ее для влиятельного итальянского рода, в своей работе опирался на эскизам самого Микеланджело (Michelangelo Buonarroti).
Экстерьер Санта-Мария-Маджоре
Значительные изменения в облик Санта-Мария-Маджоре начали вносить в IX в., и их было столь много, что перечислить все нет никакой возможности.
Кстати, почти всегда перечень проделанных работ увековечивали на стенах самой церкви. Если присмотреться, то на фасадах можно увидеть щиты с описанием реконструкции. Такие есть, например, на апсиде и прилегающих к ней стенах.
Главный фасад в том виде, который мы видим сегодня, спроектирован и отстроен архитектором Фердинандо Фугой в конце XVIII в. по заказу папы Бенедикта XIV.
Новый фасад скрыл более древний, украшенный прекрасной мозаикой XIII в. с изображением Христа Пантократора (правителя всего сущего) и сюжетами из легенды об основании базилики. Но ее можно рассмотреть, войдя внутрь.
Восточный фасад был создан архитектором Райнальди в 1673 году
Фуга решил переделать портик и надстроить над ним лоджию, которая получила название Лоджии Благословения, поскольку именно с нее понтифик благословляет мирян, когда проводит мессы.
Над центральным порталом лоджии возвышается статуя Девы Марии с Младенцем, а позади нее – четыре статуи пап (возможно, это Бенедикт XIV, Григорий Великий, Сикст III и Пасхалий I).
Каждого входящего над порталами встречают херувимы, восседающие по бокам на треугольных фронтонах, и две статуи в центре – аллегорические воплощения целомудрия и смирения.
Справа находится кирпичная колокольня в романском стиле, являющаяся самой высокой в городе – она поднимается на целых 75 м, что примерно соответствует высоте 25-этажного дома! Колокольню построили к 1378 г. на месте старой, сильно пострадавшей от землетрясения.
Однако на этом ее страдания не закончились: из-за своей высоты башня во время гроз частенько притягивала электрические разряды, а потому ее приходилось постоянно реставрировать, пока в начале XIX в. папа Пий VII не распорядился установить наконец молниеотвод.
Мозаичная фреска Коронация Девы Марии (XIII в.) на полукуполе апсиды
Кстати, вплоть до XX в. на этой кампаниле висел отлитый еще в XIII в. колокол, который называли La Sperduta (потерянная). С этим связана еще одна легенда.
Когда-то давно на Эсквилинском холме жила слепая пастушка. И вот однажды вечером она потерялась. Тогда, чтобы помочь найти ей дорогу домой, горожане решили звонить с колокольни. Но женщина так и не вернулась.
По второй версии легенды потерялась слепая паломница, и в ответ на ее молитвы Мадонна подала сигнал колоколом. Возвратившись домой, благодарная паломница пожертвовала храму деньги и попросила, чтобы и впредь колокол звонил в то же самое время.
С тех пор ежедневно в 9 часов вечера с кампанилы раздается колокольный звон. А тот старый колокол находится сейчас в Музеях Ватикана.
Противоположный главному восточный фасад создал архитектор Райнальди в 1673 г., и он, быть может, производит даже более сильное впечатление. В центре – полукруглый выступ – апсида, где находится алтарь. Два поднимающихся над крышей купола по правую и левую сторону венчают самые большие капеллы собора.
Интерьер
Самые дорогие, священные для верующих объекты базилики, на которые следует обратить внимание: несколько фрагментов ясель, колыбели младенца Христа, икона “Спасение римского народа” и мощи Левия Матфея. Базилика является местом захоронения архитектора Джованни Бернини, пап Пия Y, Клемента YIII, Клемента Y, Павла Y, Сикста Y и Полины Бонапарт
О внутреннем помещении можно сказать – великолепно, грандиозно, торжественно! Интерьер базилики, в отличие от внешней его части, изменился мало со дня строительства. При возведении здания использовались разные стили, не идущие в диссонанс друг с другом. В глубине помещения расположена арка с оригинальной мозаикой, изображающая сцены из жизни Христа и апостолов Петра и Павла, сохранилась с Y века.
Фрески сохранили яркость и чистоту красок. Далее можно увидеть Папский алтарь – именно здесь Папа проводит службу в День Успения 15 августа. Под алтарем Вифлеемская крипта, в ней хранится ларец с фрагментами ясель Иисуса. В течение года паломник может издали посмотреть на реликвию, а открывается доступ в сочельник и день Рождества.
Чтобы посетители смогли увидеть реликвию и поклониться ей, одна стенка изготовлена из хрусталя. Мозаики нефа изготовлена при правлении понтифика Сикста III, считается, что она выполнена местными мастерами. В центральном нефе картины изображают сцены из Ветхого Завета. Свод нефа поддерживают 36 колонн, четыре колонны держат громадный балдахин, где находится саркофаг с мощами Матфея – священной реликвий католиков.
Стена лоджии украшает мозаика XIII столетия, на которой изображен сон Папы Либерия – появление Девы Марии. Лоджия называется “Ложа Благословения”, с этого места Папа благословляет верующих в праздничные дни. Потолок украшен прямоугольными углублениями, отделанные золотом, которые называются кессонами, создается впечатление золотистых сот.
Старинные мозаики сохранились не везде, некоторые пострадали, их заменили в XIII веке. Великолепен пол базилики, выложенный сложным геометрическим рисунком. Для него использовали разноцветный мрамор ценных сортов. Техника называется “косматеко”. Названа так по имени создателей техники – Космати. Некоторые искусствоведы считают, что именно представители этой семьи складывали рисунок пола.
История строительства церкви
Сама история строительства Basilica di Santa Maria Maggiore окружена флером легенд. Когда выбирали участок для строительства церкви, Либерию (одному из римских епископов) приснился сон: явилась ему во сне Пресвятая Дева Мария, повела за руку к месту на холме и сказала строить храм на том месте, где наутро ляжет снег.
Мистика состояла в том, что точно такой же сон, повторенный до мельчайших деталей, приснился еще одному человеку – богатому римлянину Джованни Патрицио (храм был выстроен позже на его деньги).
Проснувшись, Либерий стал спрашивать – не выпал ли где снег? Вопрос показался несколько странным для окружающих – в Вечном городе и зимой-то снег редкость, а сейчас на дворе стояло лето. Но вскоре люди с удивлением выяснили, что снегом укутан весь Эсквилинский холм. Там в 352 году, а именно 5 августа, и был заложен первый камень в фундамент новой церкви.
Первоначальное название церкви – «Церковь Божьей Матери на снегу», после своего строительства она получила название «Санта-Мария-Либериана» (по имени епископа Либерия, построившего сию церковь); позднее,когда в храм была привезена реликвия – кусочки яслей, — ее стали называть «Санта-Мария-Пресепе» (Мадонна с яслями), а при подготовке к Эфесскому собору в Риме в 431 году церковь была переименована в «Санта-Мария-Маджоре» – и уже окончательно.
Слово «маджоре» означает – «большой, величественный». И в самом деле, базилика Санта-Мария-Маджоре является большей из всех 80 церквей и базилик Рима.
С тех пор появилась традиция – ежегодно в этот день прихожан осыпают лепестками белых роз на входе в базилику – в память о том дне, когда в жаркий августовский день на Эсквилинском холме лег снежный покров (правда, в последние годы используются лепестки белых георгинов). Мозаика на полу у входа в базилику Санта-Мария-Маджоре сохранила на века эту удивительную историю.
В 440 году папа Сикст III перестроил базилику, укрепив ее, и назвал именем Пресвятой Девы. С тех пор каждый Папа, приходящий к власти, по-своему перестраивал базилику, привнося в нее новые элементы и украшения. Это стало уже традицией, когда каждый правитель вносил какие-то изменения в архитектурный облик города. Правда, не всем зданиям подобные изменения шли на пользу. Но базилика Санта-Мария-Маджоре, к счастью, не особо пострадала от чужих амбиций.
В 1377 году по распоряжению Папы Григория XIV над базиликой появилась колокольня в романском стиле, высота которой 75 метров, и она считается самой высокой колокольней Рима. Ежевечерне в 9 часов звонит один из пяти колоколов.
В 1740 году был достроен фасад с высоким портиком и лоджией (автор – архитектор Фердинандо Фуга). В этой лоджии на одной из стен сохранился декор, который датируется началом XIV века. Выстроив лоджию и портик, Фуга тем самым уберег ценнейшие фрески от разрушения.
Фасад Санта-Мария-Маджоре
Центральный фасад собора Санта-Мария-Маджоре
По заказу Климента XII постройкой нового фасада и реставрационными работами базилики занимался флорентийский архитектор Фернандо Фуга. В 1741 году, он закончил работы, и базилика Санта-Мария-Маджоре предстала перед римлянами почти в том виде, какой имеет сейчас.
В эпоху расцвета барокко, ему удается сохранить сдержанность, как в оформлении фасада Санта-Мария-Маджоре, так и в интерьере. Благодаря чему большинство деталей интерьера сохранено с V века. К ним относятся, прежде всего, мозаичные изображения сцен Ветхого Завета, расположенные с двух сторон от центрального нефа и золотые мозаики, рассказывающие о раннем периоде жизни Иисуса Христа, ими расписана триумфальная арка.
В оформлении фасада Фернандо Фуга применил сочетание лоджии и портика. Они закрывают Старый фасад базилики и прячут сохранившиеся на старом фасаде мозаики V века от внешних факторов разрушения. При этом добиваясь парадности и торжественности, строгости и пластичности каждого элемента фасада.
История строительства церкви
Сама история строительства Basilica di Santa Maria Maggiore окружена флером легенд. Когда выбирали участок для строительства церкви, Либерию (одному из римских епископов) приснился сон: явилась ему во сне Пресвятая Дева Мария, повела за руку к месту на холме и сказала строить храм на том месте, где наутро ляжет снег.
Мистика состояла в том, что точно такой же сон, повторенный до мельчайших деталей, приснился еще одному человеку – богатому римлянину Джованни Патрицио (храм был выстроен позже на его деньги).
Проснувшись, Либерий стал спрашивать – не выпал ли где снег? Вопрос показался несколько странным для окружающих – в Вечном городе и зимой-то снег редкость, а сейчас на дворе стояло лето. Но вскоре люди с удивлением выяснили, что снегом укутан весь Эсквилинский холм. Там в 352 году, а именно 5 августа, и был заложен первый камень в фундамент новой церкви.
Первоначальное название церкви – «Церковь Божьей Матери на снегу», после своего строительства она получила название «Санта-Мария Либериана» (по имени епископа Либерия, построившего сию церковь); позднее,когда в храм была привезена реликвия – кусочки яслей, — ее стали называть «Санта Мария Пресепе» (Мадонна с яслями), а при подготовке к Эфесскому собору в Риме в 431 году церковь была переименована в «Санта-Мария-Маджоре» – и уже окончательно.
С тех пор появилась традиция – ежегодно в этот день прихожан осыпают лепестками белых роз на входе в базилику – в память о том дне, когда в жаркий августовский день на Эсквилинском холме лег снежный покров (правда, в последние годы используются лепестки белых георгин). Мозаика на полу у входа в базилику Санта Мария Маджоре сохранила на века эту удивительную историю.
В 440 году папа Сикст перестроил базилику, укрепив ее, и назвал именем Пресвятой Девы. С тех пор каждый Папа, приходящий к власти, по-своему перестраивал базилику, привнося в нее новые элементы и украшения. Это стало уже традицией, когда каждый правитель вносил какие-то изменения в архитектурный облик города. Правда, не всем зданиям подобные изменения шли на пользу. Но базилика Санта-Мария-Маджоре, к счастью, не особо пострадала от чужих амбиций.
В 1740 году был достроен фасад с высоким портиком и лоджией (автор – архитектор Фердинандо Фуга). В этой лоджии на одной из стен сохранился декор, который датируется началом XIV века. Выстроив лоджию и портик, Фуга тем самым уберег ценнейшие фрески от разрушения.
А вы слышали о существовании такой достопримечательности в Риме, как Термы Каракаллы? Все о так называемых «античных банях», сохранившихся до наших дней, читайте вот тут.
А еще в Риме вы сможете взглянуть на величественную Испанскую лестницу! В нашем специальном обзоре расскажем о том, почему о ней говорят «138 ступеней к успеху».
Как добраться до базилика Санта Мария Маджоре
Один из главных храмов Вечного города расположен в 5 минутах ходьбы от вокзала Термини.
Советуем ознакомиться
Рядом с базиликой Санта Мария Маджоре находятся остановки общественного транспорта:
- трамваев № 5 и 14;
- автобусов № 16, 70, 71, 75, 360, 590, 649, 714.
Напоследок хотелось бы напомнить, что в базилике Санта Мария Маджоре ежегодно 5 августа можно наблюдать ниспадающие из-под купола базилики лепестки белых роз. Кроме этого, начиная с 1983 года, в ночь с 4 на 5 августа на площади перед базиликой для многочисленных паломников и туристов, приехавших в Вечный город, также можно увидеть необыкновенное зрелище воссоздания легенды, посвященное чуду Мадонны делла Неве.
Автор статьи: 39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
- Музеи (46)
- Дворцы и виллы (12)
- Церкви и базилики (27)
- Сады и парки (6)
- Археологические памятники (28)
- Экскурсии на русском
- Экскурсионные автобусы
- Дегустации
- Кулинарный путеводитель
- Рим с детьми
Полезные ссылки:
- Где остановиться в Риме — обзоры отелей, апартаментов и других вариантов для проживания. Особенности бронирования, цены на жилье и другая полезная информация.
- Транспорт в Риме — все о городском транспорте Рима. Маршруты, расписания, билеты и туристические карты.
- Трансферы из аэропорта, в аэропорт, в другие города.
- Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
Чем знаменита Санта-Мария-Маджоре
Санта-Мария-Маджоре — место, которое обязательно стоит посетить в Риме
Прежде всего, Санта-Мария-Маджоре — самая большая и главная базилика из 26, посвященных Божьей матери, находящихся в Риме. По красоте фасада и интерьера Санта-Мария-Маджоре уступает только Собору Святого Петра.
Ее семидесяти пяти метровая колокольня, построенная в конце XIV века по распоряжению папы Григория XI, самая высокая в Риме. Поэтому те, кто прибывает в Рим на железнодорожный вокзал Термини, выйдя на привокзальную площадь, издалека видят ее пирамидальный венец с крестом. На колокольне установлено пять колоколов.
Фасад базилики Санта Мария Маджоре
Современный фасад базилики был возведен в 1741-43гг. Первый камень в его основание был заложен 4 марта 1741 года папой Бенедиктом XIV, который поручил архитектору Фердинандо Фуга перестроить предыдущий, предусмотрев в нем лоджию для благословения паломников, собиравшихся на площади. Портик из пяти аркад на нижнем этаже и три арки в верхней лоджии скрывают сегодня уникальную мозаику XIII века предыдущего фасада, выполненную Филиппо Русути между 1288 и 1297 годами.
Древнее мозаичное украшение иллюстрирует легенду о происхождении базилики Санта Мария Маджоре, описывая сцены явления Девы Марии, которые вдохновили Папу Либерия на строительство новой церкви. Эту единственную подписанную работу Филиппо Русути можно увидеть только во время специально проводимых экскурсий.
Возведение нового фасада было окончательно завершено к Юбилейному 1750 году. Его увенчала статуя Мадонны с ребенком на руках, как будто парящая в небесах, в окружении скульптурных изображений фигур святых понтификов, а также епископов Св. Чарльза (Карла Борромео) и Благословенного Николо Альбергати.
Тематические экскурсии:
Открыть историю раннего христианства и прикоснуться к величайшим религиозным реликвиям €10 за человека
Подробнее
Прикоснуться к главным реликвиям Ватикана и услышать историю величественного собора от €45 за экскурсию
Подробнее
Интерьер
Санта-Мария-ин-Арачели имеет внушительные размеры (40 м в ширину и 85 м в дину) и классическую структуру романской базилики с невероятно красивым интерьером.
Латинский крест в плане образуют три длинных нефа и немного выступающий вправо трансепт (старая церковь), за которым находится прямоугольная апсида с главным алтарём и хором, а также четыре часовни (по две от алтаря) и ризница.
Ряды великолепных изолированных часовен расположены вдоль боковых проходов — девять слева и восемь справа.
На стыке главного нефа и трансепта, вход в который предваряет высокая арка, от ранней церкви сохранился амвон из полихромного мрамора, созданный в XII в. мастером из Ананьи Лоренцо Космати (Lorenzo Cosmati) и его сыном Якопо.
В центральном проходе слева находится ещё один амвон, вырезанный из дерева в XVII в., предположительно, по эскизу Джованни Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).
Колонны
Центральный неф отделён от боковых 22 римскими колоннами, среди которых нет ни одной одинаковой. Они были извлечены из руин античных храмов и отличаются по цвету, стилю и даже по высоте, что объясняет разный уровень баз у основания колонн.
Античные элементы архитектуры придают христианскому храму особенную изюминку и отсылают к легендарной истории основания Санта-Мария-ин-Арачели. Возможно среди древних колонн, есть те, что находились в храмах Юноны Монеты или Юпитера Капитолийского.
Латинская надпись на третьей колонне левого нефа указывает на то, что она «из комнаты Августа», в которой императору явилась Дева Мария. Более того, отверстие в этой колонне, как утверждает легенда, – это след от божественного луча, в озарении которого предстала Богородица.
Четвёртая колонна слева стала частью небольшой часовни, построенной в XVIII в. по проекту архитектора Джероламо Фаби (Gerolamo Fabi)
Так получилось, что фреска XV в., украшавшая колонну, привлекала к себе внимание большого количества верующих, которые хотели помолиться изображению Мадонны с Младенцем
Алтарная роспись, относящаяся к школе Витербо, известна как Мадонна дель Рифуджио (Madonna del Rifugio).
Пол
В Базилике сохранился мозаичный пол из белого мрамора и цветного камня, выполненный во второй половине XIII в. в стиле косматеско. Его рисунок, напоминающий ковёр, в XIV – XV вв. был разбавлен многочисленными надгробными плитами, что внесло некоторый беспорядок в общий орнамент.
Явные повреждения были нанесены напольному покрытию храма и копытами лошадей, которые находились здесь во время французской оккупации в XVIII в. Не стоит забывать, что за более чем семь веков по старинным плитам прошли миллионы людей, оставив свой вполне зримый след.
Потолок
В XVI в. базилику Санта-Мария-ин-Арачели украсил деревянный кессонный потолок – шедевр, созданный в 1572–1575 гг. группой мастеров во главе со знаменитым французским резчиком по дереву Фламинио Буланже. Потолок был заказан городским сенатом и папой Пием V в ознаменование победы Рима над турками в битве при Лепанто в 1571 году.
В стенах базилики прошла торжественная месса в день триумфального шествия адмирала папского флота Маркантонио II Колонна (Marcantonio II Colonna) – главного героя военных событий.
Сложная резьба по дереву, щедро припудренная золотом и кое-где тронутая сочным цветом, представляет сплетение исторических и мифологических повествований.
В центре потолка, в оболочке огромного медальона, предстаёт Мадонна с младенцем на руках. Именно в таком образе по замыслу художника увидел её во время пророчества сивиллы Август. На одной оси с изображением Богородицы находятся гербы Римского сената, а также папы Пия V, при котором началось строительство потолка, и папы Григория XIII, при котором оно завершилось.
Нетипичным для христианской церкви стали барельефы с военными трофеями и перевёрнутым полумесяцем, которые символизировали победу христианства над террором экспансионизма Османской империи. Аналогичный по оформлению потолок имеет и трансепт базилики, на который посетители почему-то обращают чуть меньше внимания.
Своеобразным квестом для туристов становится поиск в деревянном барельефе потолка изображения Римской волчицы, вскармливающей близнецов Ромула и Рема. Этот великолепный мотив существует!
История
Первый камень в фундамент Санта-Мария-Маджоре заложили в далеком 352 году нашей эры. За давностью времен о создании святыни не сохранилось почти никаких данных. Около века спустя здание начали перестраивать и расширять — так повелел папа Сикст III накануне Эфесского собора. Все последующие епископы стремились внести в Санта Марию что-то свое, в частности, реликвии. Когда закончилось известное Авиньонское пленение пап, Григорий XI повелел возвести 75-метровую колокольню.
75-метровая колокольня, воздвигнутая по повелению папы Григория XI
Интересно: последние изменения во внешнем облике здания относятся к 18-ому веку, когда Фердинандо Фуга достроил лоджию с портиком. Архитектурный стиль святыни — это помесь романского и барокко.