3567,петергоф история создания

Петергоф история создания интересные факты. СТРОЙКА ТРЕХ СТОЛЕТИЙ

Императоры и императрицы, словно передавая друг другу эстафету, старались сделать резиденцию в Петергофе еще краше и богаче, для работы над новыми проектами приглашались лучшие архитекторы своего времени.

Приморская резиденция Петергоф, что в переводе с голландского языка означает «Петровский двор», была заложена на месте нескольких финских деревень по задумке первого российского императора Петра I. Архитектурный комплекс должен был стать символом победы Российской империи над Швецией, а заодно и путевым дворцом на маршруте, ведшем от Санкт-Петербурга к острову Котлин, на котором частично располагается город Кронштадт.

Петру I не суждено было долго наслаждаться красотой своего архитектурного детища. 28 января 1725 г. его не стало, и резиденция была на время забыта: в правление Екатерины I (1725-1727 гг.) и Петра II (1727-1730 гг.) строительные работы в Петергофе не проводились.

Центральный и один из старейших залов в Большом дворце — Картинный зал. Сохранившееся оформление он приобрел в 1764 г., когда на его стенах появились работы кисти П. Ротари.

Однако впоследствии императрицы и императоры старались оставить свой след в истории Петергофа, приглашая маститых архитекторов и художников для перестройки комплекса и оформления интерьеров.

Первой после смерти Петра I судьбой Петергофа заинтересовалась Анна Иоанновна, взошедшая на престол в 1730 г. На протяжении ее десятилетнего правления строительство на территории резиденции не прекращалось. Для работы над развитием Петергофа был приглашен русский архитектор Михаил Земцов, благодаря которому, в частности, поселение при резиденции приобрело четкую планировку. Для крестьян зодчий создал Мастеровой двор, а для придворных — Кавалерский.

Ставшая в 1741 г. императрицей Елизавета Петровна также позаботилась о том, чтобы Петергоф отвечал духу времени. В работе над совершенствованием дворцового комплекса поучаствовал архитектор Франческо Растрелли. Еще при Петре I его отец Бартоломео Карло приглашался для создания парковых скульптурных групп и декоративных деталей. В частности, уже при Анне Иоанновне к 25-летию победы в Полтавской битве, в 1735 г., он создал «Самсона, раздирающего пасть льву».

Франческо Растрелли был привлечен к еще более ответственной работе. В 1745-1755 гг. по его проекту был перестроен Большой дворец, первоначально выдержанный в сдержанном стиле петровского барокко и приобретший более торжественный облик в стиле елизаветинского барокко. Площадь дворца была увеличена, к нему были пристроены два флигеля. В качестве образца был выбран Версальский дворец Парижа.

Изменения касались не только оформления фасада, но и интерьеров. Так, в залах дворца в качестве одного из декоративных приемов появилась традиционная для Растрелли золоченая резьба по дереву. Покои также были украшены многочисленными зеркалами и живописными плафонами, на полах был уложен наборный паркет. Из спроектированных и декорированных Растрелли помещений свой первоначальный облик сохранили Танцевальный зал, Голубая приемная и аудиенц-зал.

Александрия

Второй комплекс построек Петергофа создавался уже при Николае I. Это парк Александрия, названный так по имени его любимой жены Александры Федоровны. Именно это место стало летней резиденций семейства Романовых в XIX веке.

Главной постройкой стал неоготический дворец Коттедж. Его интерьеры почти полностью сохранились, и сейчас здесь музейная экспозиция, рассказывающая о Николае I и его супруге.

Недалеко от него была устроена ферма, которая вскоре стала Фермерским дворцом. Здесь действительно находилась небольшая молочная ферма, снабжавшая свежим молоком семью императора. Каменное здание маскировалась под деревянное: крыша была покрашена под солому, а ампирные колонны имитировали березовые стволы. С рождением наследника сюда пристроили специальные жилые комнаты для него, а коровник перенесли. Повзрослевший Александр II сделал это место своей любимой дачей. Нынешняя экспозиция рассказывает о его жизни здесь: сохранился его кабинет, личные покои императрицы Марии Федоровны и многое другое. Когда-то здесь была грандиозная детская площадка для его детей: мельница, своя ферма, сельский домик. Из всего этого сейчас в парке можно увидеть детскую пожарную каланчу, устроенную по всем правилам. На втором этаже дворца располагается экспозиция, посвященная петергофским дачам и дачникам XIX-XX века.

В 1834 году в парке появляется готическая капелла — домовая церковь Николая I. Это православный храм св. Александра Невского, но построен он так, что является как бы готическим собором в миниатюре. Сейчас он освящен и действует.

Еще одно место, которой свидетельствует о любви императора к жене — Царицын павильон. Изначально здесь было болото, но оно превратилось в благоустроенный пруд с искусственными островами. На двух островах были построены два романтических павильона в античном стиле: Царицын для Александры Федоровны и Ольгин — для ее дочери княжны Ольги Николаевны. Оба острова сейчас являются музеями.

Таинственная Голова

В Петергофе есть необычный памятник – изображение огромной головы, наполовину погруженной в землю. Кто его сделал и для чего, что он символизирует, непонятно.

Есть несколько версий, объясняющих появление Головы. По одной из них, Голова является частью памятника шведскому монарху, которую из-за ее тяжести не смогли дотянуть до Финского залива, где ожидало судно, идущее в Швецию. По другой версии, Голову создал местный каменотес в благодарность Петру I, который согласился крестить его малыша.

Некоторые историки полагают, что Голова появилась во времена правления Павла I. Вроде бы ее автором является архитектор Броуэр.

На что похож Петергоф. Петергоф: история возникновения, интересные факты

Бесподобный Петергоф – столица чистейших фонтанов и малахитовых садов – место для туристических визитов для путешественников, которые прибыли в Петербург.

Петровский дворец. Петергоф. Санкт-Петербург.

Источник фото

Без жизнелюбивого вида Петергофа с изумрудными парками, удивительными водными представлениями множества фонтанов, блистательными статуями из золота, образ Петербурга был бы неполноценным. Привлекательность Петергофа не сформулировать словесно. Это образец торжества.

Как появился Петергоф?

История Петергофа берет свой старт 1710 году , когда наступило строительство первейших замков музея-дворца – Марли, Монплезира и Эрмитажа.

Белоснежный дворе Маргинализацией. Петергоф.

Источник фото

А в последствии крупного триумфа над флотом шведов, Петр принял решение преобразовать Петергоф в блестящий знак непобедимых операций флота России. Труд для формирования комплекса применялся в течении 2-х веков.

Петродворец Монплезир.

Источник фото

И осуществилось праздничное открытие музея-дворца в 1722 году, в то время он содержал в себе замки Марли и Монплезир, функционировала доля фонтанов.

Фонтаны Петергофа.

Источник фото

Роскошные сады, бесчисленные фонтаны, позолоченные и матово-белые скульптуры, богатая обстановка Петергофских замков – все указывало на солидное состояние и известность России.

Источник фото

В последствии Второй мировой войны музей-дворец многое вытерпел: были порушены и расхищены дворцы, сворованы роскошные статуи фонтанов, разрушены сады и парки.

Однако у города получилось сберечь этот бесценный труд Петра I. Петергоф был реконструирован и заблестел веселее прежнего.

Дубовый кабинет

Еще в середине XVIII века, когда дворец перестраивали, решено было сохранить личный кабинет Петра I. Мемориальное помещение украшено изящными дубовыми панелями, вырезанными при жизни императора искусным скульптором из Франции Николя Пино. Перед тем, как фашистские войска заняли пригороды Санкт-Петербурга, сотрудникам музея удалось вывезти в безопасное место восемь дубовых панелей, поэтому сегодня посетители Петергофа могут видеть оригинальную обстановку петровских времен.

Дубовый кабинет

Теплые оттенки дерева на стенах и наборном паркете делают квадратную комнату очень уютной. Она имеет невысокий потолок и четыре окна, которые закрывались массивными дубовыми ставнями. В кабинете находятся мраморный камин и два зеркала с резными рамами, а стулья имеют удобные плетеные сиденья.

Здесь хранятся вещи, связанные с Петром I. Это часы-будильник, изготовленные мастером из Аугсбурга Иоганнесом Бреннером. На полках выставлены книги из личной библиотеки императора. Умелые мастера из Италии изготовили его из бронзы и ценных пород дерева и инкрустировали цветным мрамором, кусками яшмы и лазурита.

Большая голубая гостиная

Петергоф – что это сегодня

Сегодняшний Петергоф – это Государственный музей-заповедник (ГМЗ), осуществляющий образовательную деятельность (дополнительное образование детей и взрослых; дополнительное профессиональное образование). Муниципальное образование, прилегающее к ГМЗ, называется Новый Петергоф, одноименное название носит и железнодорожная станция.

Чтобы более наглядно показать, что такое Петергоф, музей-заповедник предлагает множество выставок и музейных экспозиций. Для зарубежных гостей имеются аудиогиды с описанием достопримечательностей Петергофа на английском, немецком, французском языках. Данная услуга представляется и русскоговорящим посетителям, желающим самостоятельно осмотреть ГМЗ.

На заметку! На территории заповедника ежедневно проводятся реальные и виртуальные экскурсии, интерактивные занятия, мультимедийные проекты, праздничные и музыкальные мероприятия, творческие мастер-классы.

Большой Петергофский дворец

Самый первый дворец Петергофа заложен на месте походного домика Петра Первого, стоявшего на дороге из Петербурга в Кронштадт. Это произошло в 1711 г., когда о строительстве масштабной летней резиденции в этом месте еще не помышляли.

В то время дворец назывался Верхними или Нагорными палатами. Выполненный архитекторами Браунштейном, Леблоном и Микетти, двухэтажный дворец имел довольно скромный аскетичный вид, и его ширина не превышала ширину Большого каскада.

В 1732 г. архитектор М. Г. Земцов пристроил к центральной части две галереи, тоже в два этажа. Впоследствии, при Елизавете Петровне, архитектор Франческо Растрелли придал ему величественный вид в стиле пышного барокко, существующий и в наши дни. Был достроен третий этаж, увеличена ширина дворца и созданы шикарные интерьеры. В этом первозданном облике сейчас можно увидеть Танцевальный зал, Голубую комнату и Зал для аудиенций.

Постепенно барокко выходило из моды, и Екатерина II приказала переделать Тронный и Чесменский залы в новом классическом стиле. В это же время появились и два оригинальных Китайских кабинета.

И в дальнейшем дворец постоянно переделывался под растущие потребности царской семьи. Так появились новые восемь комнат в восточном флигеле, когда дочь Николая I Ольга выходила замуж за немецкого принца в середине 19 века.

Сейчас, несмотря на смешение стилей в интерьерах, дворец выглядит гармонично. Полностью восстановленный после вражеских разрушений во время Великой Отечественной войны, своими интерьерами он отражает все изменения, сделанные в разные временные периоды. Дворец открыт для посетителей и можно в составе экскурсии или индивидуально полюбоваться его великолепием.

Фонтаны

Ропшинкая возвышенность, находящаяся на расстоянии нескольких десятков километров от сегодняшнего Верхнего парка, оказалась богата залежами ледниковых вод. Они и стали источником «питания» для многочисленных водных резервуаров, водоемов и главное – петергофских фонтанов.

Интересный факт! На территории парка никогда не использовалось ни одного насоса. Естественный напор обеспечивает бесперебойную круглосуточную работу фонтанов и радует посетителей высотой и мощностью бьющих из них струй.

Разница высот Верхнего и Нижнего парков составляет более 10 метров. Эта особенность рельефа легла в основу самопроводящей водопроводной системы. Вода, накапливаемая в 5 больших фонтанах в верхней части парка, создает мощное давление, позволяющее работать нижним фонтанам. С конца апреля по начало октября ежедневно в 11 часов утра производится торжественное включение фонтанов «Большого каскада».

Знаменская дача

«Большой каскад»

Фонтанное сооружение встречает гостей, прибывающих в поместье по водам Финского залива. Оно играет роль парадного входа, настраивает гостей на торжественный лад.

«Менажерные» фонтаны

Полностью оправдывают свое французское название. Заложенный в корне слова «menager» глагол «экономить» вполне оправдан. Высоченные мощные струи поглощают очень мало воды.

«Шутихи»

Так названы фонтаны, призванные развлекать гостей, весело подшучивая над ними. «Зонтик», «Водяная дорога», «Диванчики», «Дубок», «Елочки» – эти милые фонтаны не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых.

«Фаворитка»

Фонтан получил свое имя в честь любимой собачки Екатерины II.

Прекрасны статуи мифологических персонажей, украшающих фонтанные сооружения

Привлекают внимание и фонтаны необычных форм и конфигураций. Каждый имеет инженерную изюминку, свою удивительную историю

Обратите внимание! Посетители могут узнать о фонтанах больше, если посетят находящиеся в г.Петергофе «музей Фонтанного дела» и «Фонтаны большого грота»

История Петергофа: основные сведения о достопримечательностях

История города с непривычным для русского уха названием Петергоф тесно связана с петровской эпохой и с тем, какие достопримечательности находятся на этой территории. Туристы постарше хорошо помнят, что город носил имя Петродворец, это название было утверждено после Великой Отечественной войны. В 1997 году историческое наименование было возвращено городу.

История названия «Петергоф» восходит к началу восемнадцатого века. «Питергоф», а тогда название г. Петергоф писалось именно так, означает в переводе с немецкого языка «Петров двор», и впервые история отразила это осенью 1705 года. В те годы на берегу Финского залива был построен скромный маленький дом, служивший для отдыха Петра I,  часто путешествовавшего из Петербурга в Кронштадт. Петрову двору суждено было через два десятилетия превратиться в блестящую загородную резиденцию, славящуюся на весь мир уникальными фонтанами и роскошными дворцовыми покоями. Петр мечтал о дворце на берегу Балтийского моря, окруженным садом со множеством фонтанов, подобно тем, что он посещал в Европе. Несравненные фонтаны Петергофа — главные достопримечательности этого пригорода наряду с дворцами и парками. В течение двух столетий Петергоф был официальной летней резиденцией императорского двора, и довольно большой город первоначально сформировался вокруг Большого дворца, подобно Версалю во Франции.  В девятнадцатом веке для постоянно увеличившейся семьи Романовых в Петергофе было возведено немало построек, предназначенных для частной семейной жизни.  Огромный и разнообразный музейный комплекс объединяет Петергоф, Ораниенбаум, Александрию, дворец Петра I в Стрельне, Царицын и Ольгин острова. Но душой Петергофа по-прежнему остаются великолепные фонтаны.

Это интересно: 3563,Перфекционизм: объясняем тщательно

Музейный двор

Музейный двор – музейное объединение на площадке заповедника. Находится в зданиях восточнее Большого дворца. Экспозиции совершенно нехарактерные для Петергофа. Это 4 современных музея:

  • Музей коллекционеров был создан на основе сотрудничества собирателей живописи и предметов декоративного искусства Москвы и Петербурга. Музейный фонд пополнялся коллекциями по завещанию владельцев или получал их в дар.
  • Проект Государевы потехи посвящается развлечениям царствующих особ. Это союз мультимедийных технологий и подлинников.
  • Музей семьи Бенуа. Представители семьи – художники, архитекторы, музыканты. Их творчество и представляет музей.
  • Музей-спектакль «Дом игральных карт» – кроме уникальной экспозиции присутствует мультимедийное шоу.

Визит в Музей двор – увлекательное изучение русской культуры и истории.

Петергоф неизвестные факты. Интересные факты о фонтанах Петергофа

20 августа 1721 года были впервые пущены фонтаны и каскады Петергофа. Водные конструкции летней резиденции Петра Первого — «Столицы фонтанов» — уникальны. Ежегодно посмотреть на них съезжаются миллионы туристов.1. Легендарный фонтанный комплекс изначально хотели строить вовсе не в Петергофе. Работы начали в Стрельне. Однако возникли некоторые проблемы. Дело в том, что для круглосуточной работы фонтанов воду нужно было поднять до отметки в 10 метров. Это привело бы к затоплению бассейнов рек Стрелки и Кикенки, так как окружающая их территория (южнее Петергофской дороги) площадью в десятки квадратных километров находится ниже указанной отметки.

Проблему могли бы решить гидротехнические сооружения. Но тратиться на них Петр не хотел. Да и стоило ли переплачивать, если западнее от Стрельны существовал ландшафт, идеально созданный природой для круглосуточного поступления воды? Пойти против воли императора решился только инженер и гидротехник Б. Миних. Он с помощью своих расчетов доказал невозможность устройства «водных фиерий» в Стрельне и посоветовал перенести строительство в Петергоф.2. Фонтанный комплекс строили больше века. За это время он обзавелся четырьмя каскадами и 173 фонтанами. Идея его создания принадлежит Петру Первому. Император, обретший выход к морю, задался целью возвести на берегу Финского залива поражающие воображение сооружения.

3. Фонтанный комплекс Петергофа — один из лучших в мире. Он был построен в ответ Версалю, созданному при Людовике XIV во Франции. Водные конструкции Петрограда считаются самыми шикарными.Кстати, по замыслу Петра, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой — стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. И то и другое удалось осуществить.

4. Наибольший урон фонтанам Петергофа был нанесен в годы Второй мировой войны. Тогда летняя резиденция Петра была практически полностью разрушена артиллерией. Перед приходом немецких войск удалось эвакуировать свыше 8 тысяч предметов убранства дворцов и около 50 статуй. Однако спасли не все. Пропали четыре самые большие скульптуры комплекса: «Самсон», «Тритоны», «Волхов» и «Нева». Их не успели эвакуировать.5. Реставрация в Петергофе продолжается до сих пор. А началась она еще в 1944 году.Кстати, последняя масштабная реконструкция Большого каскада, длившаяся семь лет, завершилась торжественным пуском фонтанов в 1995 году. Сейчас продолжаются работы в Большом дворце, Монплезире, Марли, дворце Коттедж.

6. Центральным сооружением Петергофа является Большой Каскад. Это комплекс водных сооружений, украшенных вазами, барельефами и статуями. Особое место в композиции занимает фонтан «Самсон, раздирающий пасть льву». Кстати, первоначально в центре должен был стоять не он, а Геракл, побеждающий Лернейскую гидру. Но потом его заменили на Самсона со львом. Считается, что это было сделано из-за победы русских войск над шведами в Полтавской битве. Ее одержали в день Сампсония Странноприимца. Лев же связывается со Швецией, така как располагается на гербе этой страны.

7. Особенность фонтанов Петергофа — в их системе водоснабжения. В отличие от Версаля, где соорудили дорогостоящие водовзводные сооружения, в нашей решили пустить воду «на самотек». Создание водопроводящей системы было поручено обучавшемуся зарубежом мастеру Василию Туволкову. Придуманная им система была построена по принципу сообщающихся сосудов. Были сооружены шлюзы и канал, по которому из водоемов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада.

В этом случае высота фонтанной струи зависит от разницы между уровнем водоема и самого фонтана. Именно поэтому в Верхнем саду можно было устроить лишь небольшие по высоте фонтаны, зато в Нижнем парке вода устремлялась вверху на 16-метровую высоту.

Верхний и Нижние парки в Петергофе

Верхний сад служил парадным подъездом к Большому Петергофскому дворцу со стороны сухопутной дороги, а намного более крупный Нижний сад встречал гостей, прибывших морем. Таков был замысел Петра Первого. Верхний сад при Петре имел помимо парадного, еще и хозяйственное значение: здесь выращивали овощи и рыбу для царского стола. Облик Верхнего сада сформировался на протяжении восемнадцатого века в три этапа: при Петре Первом, Анне Иоанновне и Екатерине Второй. Нижний парк, раскинувшийся у подножия природной террасы, несущей на себе Большой дворец и Большой каскад, также в значительной степени сохранил планировку и облик восемнадцатого столетия. Три части: центральная, восточная и западная составляют комплекс Нижнего сада. Весь парк имеет хорошо продуманную симметричную планировку, каждая аллея заканчивается дворцом, фонтаном или павильоном.  Это настоящий шедевр садового искусства барокко, который сумел воплотить на топком берегу Финского залива архитектор Леблон, ученик гениального Анри Ленотра, создателя Версальских садов. При всех последующих переделках и реставрациях парка оригинальный замысел был сохранен.

Верхний парк

Верхний парк является неотъемлемой частью дворцово-паркового ансамбля Петергоф и располагается за Большим Петергофским дворцом. Он был разбит еще при правлении императора Петра I и служил ему огородом. Нынешний облик парка сформировался к концу XVIII века. Именно тогда здесь начали работать первые фонтаны.

Фонтан «Нептун» является центральным звеном в композиции Верхнего сада. Он представляет собой композицию, в середине которой находится статуя Нептуна. Вокруг него на небольшом гранитном пьедестале расположено еще порядка 30 фигур. Вода стекает в большой пруд, имеющий форму прямоугольника.

Возле основного входа в Верхний парк туристы увидят фонтан «Межеумный». Композиция расположена в центре водоема круглой формы. Состоит она из статуи крылатого дракона, окруженного четырьмя фонтанирующими дельфинами.

Старейшим фонтаном Верхнего сада считается «Дубовый». Раньше центральной фигурой композиции был свинцовый дуб. Сейчас фонтан полностью видоизменился, и в центре круглого бассейна находится статуя Амура.

Еще одним примечательным местом верхнего парка можно назвать фонтаны Квадратных прудов. Их бассейны, по замыслу архитекторов, еще со времен Петра I используются в качестве накопителей для подачи воды к Нижнему парку. На сегодняшний день главное место в композиции занимают статуи «Весна» и «Лето».

Достопримечательности

Перечисление всех достопримечательностей Петергофа займёт невероятное количество времени. Обойти все дворцы и парки невозможно даже за несколько дней. Но в состав комплекса входит несколько мест, которые традиционно остаются обязательными для посещения.

Фонтаны и каскады воды

Главным фонтаном и визитной карточкой всего Петергофа является Большой каскад. В его состав входит 64 фонтана, выбрасывающих 138 водяных струй. Всей своей композицией он символизирует победу русского оружия в войне со шведами за господство на Балтийском море. Центральным в композиции Большого каскада является Самсон, сооружённый в 1734 году по приказу императрицы Анны Иоанновны. Именно в день святого Самсония в 1709 году была одержана победа под Полтавой.

Детей особо привлекает фонтан «Фаворитный». Он представляет собой композицию из четырёх уток и гоняющегося за ними мопса. Фигуры выполнены из меди и установлены на колесе, скрытом под водой. Действо сопровождается звуковыми эффектами — лаем и кряканьем.

На одной из площадей Нижнего парка находятся Римские фонтаны, являющиеся точной копией тех, что установлены в итальянской столице перед собором Святого Петра. Сначала они были деревянными, но материал быстро портился, и в XVIII веке его заменили на гранит.

Необычно выглядит фонтан «Солнце», представляющий собой шар, из которого во все стороны бьют струи воды. При Петре I в нём разводили осетров, позднее в его пруду плавали лебеди, а в конце XVIII века в пруду фонтана была сделана купальня для гостей.

По приказу Петра, обожавшего розыгрыши, на территории Петергофа было построено несколько фонтанов «с подвохом». Первые из них были сооружены в виде скамеек, которые обливали водой каждого, кто хотел на них сесть. Позднее их стало больше, а конструкции разнообразнее. Один из таких фонтанов был установлен на выходе из грота и включался, когда гости собирались покидать его.

Статуи

Конечно, Петергоф не мог обойтись без памятника своему основателю. Статуя Петра I стоит на пересечении двух аллей в Нижнем парке. Установили её в 1884 году. Скульптор изобразил императора в мундире Преображенского полка. Во время войны она была похищена и бесследно исчезла. Восстановленный по исходным материалам памятник вернули на законное место в 1957 году.

В центре Большого каскада расположена скульптурная композиция — Самсон раздирает львиную пасть. Первоначально на это место планировалось изображение одного из подвигов Геракла — победа над Лернейской гидрой. Планы были изменены после завершения Северной войны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector