Авиационный транспорт
Содержание:
- [править] Категории транспорта
- Производство и техническое обслуживание
- Анализ состояния и перспективы развития авиатранспортной системы России.
- Основные виды авиарейсов
- Грузовая авиация
- Методы расчета
- Грузоперевозки авиа по России и типы грузов
- Орган управления
- Ход ОД.
- Виды транспорта
- Особенности воздушного транспорта
- Воздушный и космический транспорт
- Что мы узнали?
- [править] Авиапарк
- Виды транспорта и их показатели
- [править] Поставки в парк воздушных судов
- Автомобильный транспорт.
- Орган управления
- Виды авиации
- Воздушный транспорт
- Водный транспорт.
- Виды воздушного транспорта
[править] Категории транспорта
Транспорт делится на три категории:
- транспорт общего пользования
- транспорт необщего пользования
- личный, или индивидуальный транспорт
Транспорт общего пользования не следует путать с общественным транспортом (общественный транспорт является подкатегорией транспорта общего пользования). Транспорт общего пользования обслуживает торговлю (перевозит товары) и население (пассажирские перевозки). Транспорт необщего пользования — внутриведомственный транспорт. Наконец, личный транспорт — это легковые автомобили, велосипеды, яхты, частные самолеты.
Персональный автоматический транспорт образует новую категорию, так как соединяет в себе черты городского общественного транспорта и личного автотранспорта.
Производство и техническое обслуживание
Отрасли транспорта потребляют энергию разнообразно, в том числе и для обеспечения транспортных объектов.
- Энергия, затрачиваемая на производство и переработку транспортных средств, напрямую зависит от сложности транспортного средства, используемого материала, размера парка и жизненного цикла средства.
- Эксплуатация в основном касается энергии, используемой для придания импульса транспортным средствам, а именно в качестве топлива, а также для интермодальных операций. Рынки топлива для транспортной деятельности являются значительными.
- Строительство и обслуживание инфраструктуры. Строительство железных и автомобильных дорог, мостов, тоннелей, терминалов, портов и аэропортов, а также обеспечение световым и сигнальным оборудованием требуют значительного количества энергии. Они имеют прямое отношение к эксплуатации транспортных средств, поскольку обширные сети связаны с большими объемами трафика.
- Администрирование транспортного бизнеса. Расходы, связанные с планированием, развитием и управлением транспортными инфраструктурами и операциями, включают время, капитал и навыки, которые должны быть включены в общую энергию, потребляемую транспортным сектором. Особенно это касается общественного транспорта.
- Производство энергии и торговля ею. Процессы разведки, добычи, переработки и распределения топлива или производства и передачи также требуют источников энергии. Преобразование 100 единиц первичной энергии в виде сырой нефти дает только 85 единиц энергии в виде бензина. Любые изменения в спросе на транспортную энергию влияют на структуру и потоки мировых энергетических рынков.
Анализ состояния и перспективы развития авиатранспортной системы России.
Современное
состояние и перспективы развития
аэропортовой сети гражданской авиации
России характеризуются:
-
- количество
аэропортов и аэродромов, допущенных к
эксплуатационному обслуживанию гражданских
воздушных судов, включая аэродромы совместного
базирования и (или) использования; - состояние
основных производственных фондов аэропортов
и аэродромов; - права собственности
на имущество аэропортов и аэродромов; - земельный
вопрос; - взаимозависимость
развития аэропортов и других элементов
системы воздушного транспорта; - современные
тенденции и проекты концепции развития
аэропортовой деятельности.
- количество
В
своем нынешнем состоянии аэропортовая
и аэродромная сеть не способна в
полной мере и с требуемым качеством
выполнять свои основные функции
в интересах экономики и граждан
страны, не способствует нормальному развитию
авиационного бизнеса и обеспечению национальной
безопасности России.
Характеризуя
текущее состояние рынка авиаперевозок,
нужно отметить беспрецедентный
рост его объемов — в этом году темпы
их роста достигли 16,5%. Однако каждому
более или менее посвященному
в предмет понятно, что это
не дает ключа к решению всех проблем.
По
всему выше сказанному можно отметить,
что кризис инфраструктуры — это
еще один новый национальный вызов.
Аэропорты не готовы к приему современных
ВС импортного производства ни по несущей
способности летных полос, ни по процедурам.
Оборот ВС в любом аэропорту сейчас
минимум полтора часа, а мы хотим
минут сорок пять, чтобы обеспечить
работу ВС с приемлемым уровнем утилизации.
Подводя
итоги, можно сказать, что в силу
общей макроэкономической ситуации
рост пассажиропотока произойдет примерно
в тех пределах, которые обозначены
прогнозными сценариями развития, но
большой вопрос в том, какую именно
часть этого потока обслужат российские
авиакомпании. Второй основополагающий
вывод: хотя бизнес воздушных перевозок
является одним из наиболее динамично
развивающихся и изощренных по своим
маркетинговым ходам и бизнес-идеям,
он, как никакой другой, зависит
от государственного регулирования
и от политики государства. Мы можем
констатировать, что государство
пока не сформулировало цели — чего оно
хочет достичь в области авиатранспорта.
В нынешней системе отношений
государство не помогает бизнесу
воздушных перевозок. Можно также
сделать вывод, что форма и
механизм диалога между государством
и сообществом воздушного транспорта
не налажены.
Основные виды авиарейсов
Все виды авиационных перевозок выполняют в соответствии с расписанием аэропортов на основании разрешения на полёты. По форме выполнения полётов бывают такие авиарейсы:
- регулярные;
- нерегулярные;
- дополнительные;
- специальные;
- чартерные.
Все виды воздушных перевозок регулируются российскими и международными нормативно-правовыми документами и предполагают таможенное оформление и уплату сборов и пошлин. В случае нарушения авиакомпанией законодательства в области грузовых авиаперевозок, её могут лишить лицензии и конфисковать перевозимый груз, вернуть который можно только через суд.
осуществляет любые виды авиационных грузоперевозок. Заказав у нас грузовые перевозки авиа, вы сэкономите время и сможете доставить груз в любую точку России. Мы гарантируем быстрое и высококачественное выполнение заказа.
Грузовая авиация
Начало грузовой, или, как ещё её называют, транспортной авиации в узком смысле этого слова принято отсчитывать от 1914 года. Именно тогда начались регулярные полеты самолетов на территории современной африканской страны Намибии, бывшей тогда германской колонией, которые перевозили алмазы из глубины континента в региональный центр Виндхук.
С тех пор до нашего времени грузовая авиация существенно преобразилась. Она стала использовать современные технологии, в том числе реактивные, которые делают воздушный транспорт более быстрым. Но все-таки более важным было не увеличение скорости, а увеличение грузоподъемности.
На Западе больше всего преуспела в этом корпорация Boeing. Например, её самолеты Boeing 777-200F 1994 года выпуска и Boeing 747-400 1988 года являются одними из самых массовых транспортных самолетов в мире. Также довольно известен американский самолет McDonnell Douglas MD-11 1988 года выпуска.
Но, безусловно, лидерами по грузоподъемности являются самолеты советского, а теперь украинского конструкторского бюро Антонова. Так самолет Ан-22 «Антей», выпущенный в 1965 году имеет грузоподъемность 60 тонн. Это является рекордом для турбовинтовых самолетов.
Более современным его аналогом является Ан-124 «Руслан» 1982 года выпуска. Он мог уже поднять до 120 тонн груза и являлся реактивным самолетом.
Но рекорд по грузоподъемности в мире на данный момент принадлежит самолету Ан-225 «Мрия» 1988 года выпуска. Он может брать на свой борт до 250 тонн полезного груза. Кроме того, данный самолет является самым большим в мире. Одной из его задач была транспортировка космических шаттлов «Буран».
Методы расчета
Естественно, чтобы получить основные показатели по пассажирообороту на различных видах средств передвижения, используются установленные формулы и способы расчетов
Принимают во внимание такие факторы, как:
- Выбирают определенные периоды для проведения обследования (они должны разниться по дням недели и месяцам).
- Применяют разные методы для получения статистических данных. Анкетный метод использует опросы и анкетирование. Талонный проводится по учету проданных билетов. Табличный – цифра рассчитывается учетчиками, которые находятся в определенном виде транспорта и рассчитывают количество пассажиров или это делается на остановочных пунктах. Визуальный используется, как глазомерный вариант для оперативного определения степени наполняемости подвижного состава и мощности пассажиропотока.
- Естественно, что в последующем полученные данные обрабатываются специальными формулами в результате чего и образуется статистика пассажирских перевозок на различных видах транспорта в России.
Грузоперевозки авиа по России и типы грузов
Вообще понятия «объемный» и «тяжеловесный груз» очень актуальны и важны для авиаперевозки. Каждая крупная компания авиаперевозчик (владельца авиа-судов), как правило, сама определяет допустимые параметры предметов для транспортировки. Именно поэтому для перевозки нестандартных вещей (особо тяжеловесных и негабаритных) могут привлекать военно-транспортные самолеты, которые, в связи со своим особым назначением, имеют нюансы. Как правило, у них более широкий загрузочный или входной проем (так называемая «рампа» у Ил 76, например) и увеличенная грузоподъемность.
Специалистам транспортной приходилось пользоваться услугами данного вида транспорта. Мы перевозили из Москвы в Калининград шлюзовые кабины для контрольно-пропускной системы банка в ящиках 7х1.5х1.5 метра весом по 3.5 тонны как раз военно-транспортными машинами. В другие они попросту не влезли.
Планируя грузоперевозки пассажирским лайнером, следует знать один важный момент такой авиаперевозки. Дело в том, что командир корабля имеет право отказать в перевозке. Причем, может сделать это без объяснения причин и в самый последний момент. А это может напрямую повлиять на сроки доставки, ведь отправление могут снять прямо из-под борта, когда все уже согласовано и его ждут в месте назначения через несколько часов.
Орган управления
Перевозка воздушным транспортом пассажиров и грузов находится в России под непосредственным контролем государства. В стране существуют линейные отделы и управления, осуществляющие надзор за работой этой отрасли. При этом каждой авиакомпанией платится налог на обслуживание диспетчеров.
Основным органом исполнительной власти, который осуществляет контроль над воздушным транспортом, является Федеральное агентство Росавиации. Основные его задачи:
— оказание услуг, обеспечивающих бесперебойную работу воздушного транспорта;- выдача лицензий на допуск к полетам по международным и внутренним линиям;- сертификация компаний, обеспечивающих полеты воздушных судов;- курирование работы учебных заведений авиационной отрасли.
Ход ОД.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации в деятельности.
В: 1) Крыльев нет у этой птицы, 2) Кто мне скажет, что за птица
Но нельзя не удивиться: В небесах, как ветер мчится,
Лишь распустит птица хвост Белый чертит за собой И поднимется до звезд. (Ракета) След в лазури голубой?
А ведет его пилот!
3)Это что за вентилятор, Что же это? (Самолет)
Над землей завис, ребята!
И ревет и тарахтит, Хоть без крыльев, но летит. (Вертолёт)
В: Молодцы! О чем были загадки?
Д: Про воздушный транспорт
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности.
В: Так, значит, о чем мы сегодня с вами поговорим?
Д: О воздушном транспорте
(Воспитатель на доске открывает картинки- отгадки.)
В: Что объединяет все эти предметы?
Д: то, что это воздушный транспорт.
В: Какой транспорт называют воздушным?
В: Почему этот транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху).
Для чего нужен воздушный транспорт? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы).
Кто управляет самолётом? (Самолетом управляет пилот).
Кто еще работает, летает на самолетах? (Летчики, стюардессы, механики)
Как называется команда летчиков? (Экипаж)
Для чего нужны парашюты? (Чтобы не разбиться, прыгая с самолета)
Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром)
Игра «Летает — не летает». (на ковре) (Воспитатель называет транспорт если воздушный дети показывают «крылья», а если нет — топают ногами)
Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, воздушный шар, лодка.
В: И чтобы вы немного отдохнули, мы с вами поиграем.
Физкультминутка «Самолет».
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают,говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо,говорят : «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)
3 этап: способствуем реализации детского замысла.
Работа с рисунком (картинка самолета и вертолета на экране)
В: Посмотрите внимательно на рисунки, что вы видите? (самолет и вертолет)
1. Из каких частей состоит самолет? (кабина, дверь, крылья, хвост, корпус, иллюминаторы, шасси)
2. Из каких частей состоит вертолет? (кабина, винт, хвост, колеса, корпус, иллюминаторы, дверь)
В: А знаешь ли вы, как колеса самолета называются? (Шасси, а окна? (иллюминаторы).
Сравнение самолета и вертолета.
В: 1. Что есть у самолета и нет у вертолета? (крылья)
2. Что есть у вертолета и нет у самолета? (винт)
3. Что есть и у самолета и у вертолета? (кабина, хвост, иллюминаторы)
Игра «Земля – воздух – вода»
В: Посмотрите на экран, что на нем изображено?
Д: Это облачко
В: Как вы думаете, какому виду транспорта оно соответствует? Что означает облачко? (волны, дорога). Необходимо найти на столе картинки со своим видом транспорта и разместить их на доске.
4 этап: проведение детской рефлексии по итогам деятельности.
В: Проверяем задание. Картинок на столе не осталось, разложили все картинки, молодцы, всё выполнили верно.
О чём мы сегодня говорили?
Что узнали нового?
Какое задание показалось вам самым интересным?
Какое задание вызвало у вас затруднение?
А кто на ваш взгляд был самым активным на занятии, себя не называть!
Какие вы, ребята, молодцы! Отлично поработали.
Виды транспорта
Транспортом называют любые средства перевозки людей и грузов и все приспособления, обеспечивающие этот процесс. Это поезда и железные дороги, самолёты и аэропорты, корабли и причалы и многое другое.
Транспорт делится на группы по разным критериям.
- Самая распространённая классификация включает такие виды транспорта: наземный, водный, воздушный и космический.
- Выделяются группы соответственно функциям, которые выполняет транспортное средство: общественный, специальный, индивидуальный.
- Современное разделение по принципу действия: транспорт с двигателем, использующий ветер, силу живого существа, беспилотник.
Одно транспортное средство может относиться сразу ко всем группам. Например, санитарный вертолёт — это общественное воздушное судно специального (медицинского) назначения, имеющее двигатель.
Рис. 1. Санитарный вертолёт.
Особенности воздушного транспорта
Авиация – это самое молодое и скоростное направление, призванное осуществлять коммуникационные связи между различными регионами. В то же время это самая дорогая отрасль.
Воздушный транспорт России – это важная часть сферы народного хозяйства страны. С его помощью доставляются медикаменты и почта, промышленные и продовольственные товары в самые труднодоступные уголки.
Стоит сказать, что авиация является наиболее совершенным видом транспорта. Она не нуждается в дорогах и не боится различных препятствий. Именно благодаря авиации человечество получило возможность выхода в космос.
Воздушный транспорт имеет ряд неоспоримых преимуществ. Прежде всего, он высокоскоростной. При этом достигается немаловажная маневренность при организации перевозок пассажиров. Кроме того, современные авиалинии обеспечивают беспосадочные перелеты на значительные расстояния.
Воздушный и космический транспорт
В список воздушного транспорта входят самолёты, вертолёты, дирижабли, воздушные грузовые беспилотники, воздушные шары. Их назначение может быть различным — перевозка грузов, пассажиров, больных, военных, использование спортсменами, геологами.
Космические транспортные средства (корабли, спутники, станции) относятся к экзотическим. В будущем их роль возрастёт.
Описание видов транспорта для детей 2 класса можно привести в докладе по окружающему миру.
Что мы узнали?
Транспорт необходим современному человеку. Транспорт делится на наземный, водный, воздушный и космический. По функциям выделяют такие виды: общественный, специальный, индивидуальный.
-
/5
Вопрос 1 из 5
[править] Авиапарк
На сентябрь 2011 года в государственном реестре Российской Федерации были зарегистрированы 7442 воздушных судна различного назначения, из них: 1442 — зарегистрированы для использования в авиации общего назначения, 2578 — в коммерческой авиации. Кроме того, российскими коммерческими авиаперевозчиками эксплуатировались 504 самолёта, зарегистрированных в реестрах иностранных государств.
В 2013 году отмечалось, что в действующем коммерческом парке российских эксплуатантов насчитывается 2745 воздушных судов, в числе которых 656 магистральных и 294 региональных пассажирских самолётов, 137 грузовых самолётов, 1111 вертолётов. Доля ВС зарубежного производства в парке пассажирских самолётов достигла 63 %.
Самолёты
В 2013 году отмечалось, что в действующем коммерческом парке российских эксплуатантов насчитывается 656 магистральных самолётов, из которых 153 — отечественного производства, 503 — западного. Основными типами магистральных самолётов являются A-320 (97 единиц), B-737-500 (70), B-737-800 (60), Як-42 (50), A-321 (37), Ту-154М (36).
В действующем парке российских коммерческих авиаперевозчиков продолжает расти численность самолетов зарубежного производства, которая в сентябре 2011 года превысила 500 самолётов (в 2000 году их было 46). При этом в магистральном пассажирском парке доля иностранных самолётов составляет 69 %. В региональном пассажирском парке их доля составляет 23 %, но также ежегодно увеличивается. В грузовом парке доля зарубежных типов самолётов — 11 %.
Объёмы использования устаревших отечественных самолётов предыдущих поколений сократились до 4 %, что благоприятно сказывается на экологических и экономических показателях деятельности воздушного транспорта. При этом всё более значимым становится применение западных типов самолётов, чей вклад в пассажирооборот российских авиакомпаний в 2012 году оценивается в 93 %, а в грузооборот — в 85 %. Доля современных российских типов самолётов в объёме пассажирских перевозок сократилась с 9 % в 2006 году до 4 % в 2012 году.
Вертолёты
В 2013 году отмечалось, что в действующем коммерческом парке российских эксплуатантов насчитывается 1111 вертолётов, из которых 981 — отечественного производства, 130 — западного. Основными типами вертолётов являются Ми-8 (596 единиц), Ми-8МТ (210) и Ми-2 (94).
Виды транспорта и их показатели
При выработке стратегий транспортного обслуживания необходимо опираться на анализ грузопотоков в этом направлении и на способы транспортировки, грузовые устройства и транспортные средства, находящиеся в распоряжении лиц и фирм, занимающихся транспортными перевозками. Для этого необходима соответствующая классификация транспортируемых грузов и транспортных средств процессов. Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный. Железнодорожный транспорт. Обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке. И лишь бурное развитие автомобильного транспорта в 70-90-е гг. XX в. привело к сокращению его относительной доли в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте. Значение железных дорог до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть издержек на железных дорогах невелика.
Основную часть грузооборота дает железным дорогам вывоз минерального сырья (угля, руды и пр.) от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. При этом соотношение постоянных и переменных издержек на железнодорожном транспорте таково, что для него по-прежнему выгоды дальние перевозки. Сравнительно недавно появилась тенденция к специализации железнодорожных перевозок, что связано со стремлением повысить качество предоставляемых ими услуг. Так появились трехъярусные платформы для перевозки автомобилей, двухъярусные контейнерные платформы, сочлененные вагоны, составы специального назначения. Состав специального назначения — это товарный поезд, все вагоны которого предназначены для перевозки одного вида продукта, например, угля. Такие составы экономичнее и быстрее традиционных смешанных, потому что могут, минуя сортировочные станции, следовать прямо к месту назначения. Сочлененные вагоны имеют удлиненную ходовую часть, которая способна принимать до 10 контейнеров в одной гибкой сцепке, что уменьшает нагрузку вагона и сокращает время, необходимое для перевалки. Двухъярусные контейнерные платформы, как следует из названия, могут быть загружены контейнерами в два этажа, что удваивает грузовместимость подвижного состава. Подобные технические решения помогают железным дорогам уменьшить грузовую нагрузку вагонов, увеличить грузоподъемность составов и облегчить процессы погрузки-выгрузки.
[править] Поставки в парк воздушных судов
Самолёты
Объём поставок пассажирских самолетов в российский парк активно растет, и достиг в 2011 году 149 самолетов. За 2008—2012 годы в российский парк было поставлено 540 пассажирских самолетов зарубежного производства и 50 новых отечественных самолетов. Поставки грузовых самолетов за этот период составили 14 западных и 8 новых российских самолетов. В 2012 году в российский парк поступило 133 пассажирских самолета, в том числе 114 самолетов иностранного производства и 15 новых отечественных самолётов.
Вертолёты
Наибольшее количество новой отечественной авиатехники поставлялось в вертолётный парк. За 2007—2010 годы было поставлено около 100 вертолетов, что составило 24 % от общего количества поступивших в парк вертолетов. На данном сегменте российская авиатехника уступает рынок зарубежным производителям, предложение которых характеризуется многообразием типоразмеров вертолетов. В 2012 году из 121 поступившего в парк вертолета было только 2 новых российских вертолета и 105 зарубежных вертолетов, в основном легких.
Автомобильный транспорт.
Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на 1 км пути велика, постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) невелики. Поэтому в отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта — перерабатывающая промышленность, торговля и пр.
Несмотря на определенные проблемы в автотранспортной отрасли (рост расходов на замену и техническое обслуживание оборудования, на оплату труда водителей, грузчиков и ремонтников) в обозримом будущем именно автотранспортные перевозки сохранят центральные позиции в обеспечении транспортных потребностей логистики.
Орган управления
Перевозка воздушным транспортом пассажиров и грузов находится в России под непосредственным контролем государства. В стране существуют линейные отделы и управления, осуществляющие надзор за работой этой отрасли. При этом каждой авиакомпанией платится налог на обслуживание диспетчеров.
Основным органом исполнительной власти, который осуществляет контроль над воздушным транспортом, является Федеральное агентство Росавиации. Основные его задачи:
— оказание услуг, обеспечивающих бесперебойную работу воздушного транспорта; — выдача лицензий на допуск к полетам по международным и внутренним линиям; — сертификация компаний, обеспечивающих полеты воздушных судов; — курирование работы учебных заведений авиационной отрасли.
Виды авиации
Виды авиации России с соответствии с Воздушным кодексом:
-
Гражданская авиация
- Коммерческая авиация
- Авиация общего назначения (АОН)
-
Государственная авиация
- Военная авиация
- авиация МЧС
- авиация ФСБ
- Экспериментальная авиация
По принципу полёта:
- аэростатический — архимедовой силой, равной силе тяжести вытесненной телом массы воздуха — летательные аппараты легче воздуха;
- аэродинамический — подъемной силой, возникающей за счёт разности давлений при обтекании профиля крыла или несущего фюзеляжа — летательные аппараты тяжелее воздуха.
Возможны гибридные схемы полёта, см., например, гибридный дирижабль.
Воздушный транспорт
Самолеты появились в начале XX века и быстро завоевали популярность во всем мире. К этому виду транспорта относятся также вертолеты, дирижабли, аэробусы, аэропланы. Это один из самых быстрых, но дорогих видов транспортных средств, который предназначается для пассажирских и грузовых перевозок на дальние расстояния (более 1 тыс. км) по воздуху. Кроме того, есть самолеты и вертолеты, которые выполняют служебные функции (например, тушат пожары, распыляют над полями инсектициды, санитарная авиация и пр.). Обычно воздушным транспортом пользуются туристы и бизнесмены, желающие быстрее попасть в другую страну или даже на другой континент. Этими транспортными средствами перевозят габаритные и тяжелые вещи, продукты с малым сроком годности, а также ценные предметы.
Хоть этот вид транспорта и является шумным, дорогостоящим удовольствием, но он незаменим для научных экспедиций, которые отправляются на дальние континенты или в другие труднодоступные места, куда сложно или невозможно добраться иным способом.
Водный транспорт.
Здесь принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное). Главное преимущество водного транспорта — это способность перевозить очень крупные грузы. При этом используют два типа судов: глубоководные (нуждаются в портах с глубоководными акваториями) и дизельные баржи (обладают большей гибкостью). Главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая его скорость. Причина в том, что для доставки грузов в порты и из портов приходится использовать железные дороги или грузовики, за исключением случаев, когда и пункт отправления, и пункт назначения расположены на одном и том же водном пути. Водный транспорт, таким образом, отличающийся большой грузоподъемностью и незначительными переменными издержками, выгоден тем грузоотправителям, для которых важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение. Типичными грузами для перевозки по внутренним водным путям являются руда, минеральное сырье, цемент, зерно и некоторые другие сельскохозяйственные продукты. Возможности транспорта ограничены не только его привязкой к судоходным рекам и каналам, но и зависимостью от мощностей для погрузки-разгрузки и хранения таких насыпных грузов, а также растущей конкуренцией со стороны железных дорог, обслуживающих параллельные дороги.
В будущем значение водного транспорта для логистики не уменьшится, так как медленные речные суда могут служить своего рода передвижными складами при надлежащей интеграции в общую логистическую систему.
Виды воздушного транспорта
Самолёты
Львиную долю современных воздушных перевозок выполняют самолёты. В 2016 году они перевезли 3,7 млрд. пассажиров. На рынке грузоперевозок доля авиации невелика и не превышает 1 – 2%. Тем не менее, около трети товаров, продающихся через Интернет, перевозятся авиатранспортом.
Главное достоинство и особенность авиационного транспорта – скорость. На современном уровне развития авиации доставка грузов или пассажиров практически в любую, пусть и самую отдалённую точку земного шара, занимает максимум сутки. При этом современные авиалайнеры весьма комфортны. Для большинства пассажиров, не имеющих физиологических или психологических противопоказаний, даже серьёзный по длительности полёт может быть хорошим отдыхом.
Однако за скорость, как всегда, приходится платить, причём как в прямом, так и в переносном смыслах. Авиатранспорт – это дорого. Далее, современные вместительные и грузоподъёмные самолёты могут сесть далеко не на любую взлётно-посадочную полосу, то есть транспортное может значительно удлиниться за счёт финального отрезка маршрута, который нужно преодолеть по земле. Наконец, оформление документов и другие процедуры перед взлётом и после посадки иной раз приводят к тому, что чистое полётное время оказывается меньше, чем время, затраченное на дорогу до аэропорта и предполётные процедуры.
Несмотря на имеющиеся недостатки, авиатранспорт становится всё популярнее. Этому помогает высокая конкуренция среди перевозчиков, заставляющая снижать цены на билеты. Способствует выгодному для пассажиров ценообразованию и наличие лоукостеров – авиакомпаний, на рейсах которых пассажиры получают минимум комфорта и дополнительных услуг. Цены на билеты у лоукостеров иногда бывают в несколько раз ниже, чем аналогичные цены у традиционных авиакомпаний.
Что касается грузов, перевозимых на самолётах, то их можно условно разбить на несколько категорий:
- почта. Перевозка постовых отправлений была широко распространена ещё пару десятилетий назад. Обычно авиапочту отправляли попутными пассажирскими рейсами;
- скоропортящиеся товары. Разного рода деликатесные продукты, цветы, животных перевозят либо чартерами, либо также в качестве дополнительной загрузки для пассажирских самолётов;
- негабаритные грузы. Перевозка крупных грузов сверхмощными самолётами стоит очень дорого, но услуга эта очень востребована. Иногда это просто единственная возможность доставить груз на место.
Таким образом, перевозки самолётами, со всеми их достоинствами, имеют ряд серьёзных недостатков, и вряд ли можно предполагать, что в обозримом будущем они смогут заменить наземный транспорт.
Вертолёты
Винтокрылые летательные машины поднялись в воздух чуть позднее первых самолётов – первые более или менее успешные полёты относят к 1907 – 1924 годам (историки техники до сих пор сомневаются, какой именно полёт можно считать первым).
Мощный толчок развитию вертолётной техники дал Игорь Сикорский. Ещё в России он разработал два варианта конструкции вертолёта, однако не смог воплотить их в жизнь из-за банальной нехватки денег. В Соединённых Штатах выдающийся авиаконструктор вновь обратился к теме вертолётов в конце 1930-х годов. И обратился удачно. Ему удалось создать целую линейку вертолётов с индексом S- . В неё входили как военные, так и гражданские машины.
Первыми ценили преимущества вертолёта как средства транспорта военные. Уже в 1930-х годах Генеральные штабы ряда стран заказал и конструкторам машины, способные взлетать и садиться вертикально. Это требование, по сути, подразумевало возможность зависать в воздухе.
Современные тяжелые вертолёты, способны переместить 40 тонн груза на 500 км за один рейс. Тем не менее, среди гражданских моделей больше ценится на грузоподъёмность, а маневренность. Именно это качество позволяет вертолётам занимать свою нишу в воздушных перевозках.